secretmag.ru
Практика

Мой коллега плохо работает. Что делать

Терпеть или стучать
30% россиян бросили бы работу, будь у них такая возможность, а 10% жителей России не получают никакого удовольствия от своей профессии, [посчитал ФОМ](http://fom.ru/rabota-i-dom/12130). Не удивительно, что многие делают работу небрежно, халтурят и скидывают свои обязанности на коллег и подчинённых. «Секрет» узнал у HR-специалистов, стоит ли жаловаться на коллегу-бездельника начальству, когда пора это сделать и в какой форме лучше сообщить руководителю о том, что один из сотрудников не эффективен.

30% россиян бросили бы работу, будь у них такая возможность, а 10% жителей России не получают никакого удовольствия от своей профессии, посчитал ФОМ. Неудивительно, что многие делают работу небрежно, халтурят и скидывают свои обязанности на коллег и подчинённых. «Секрет» узнал у HR-специалистов, стоит ли жаловаться на коллегу-бездельника начальству, когда пора это сделать и в какой форме лучше сообщить руководителю о том, что один из сотрудников неэффективен.

Татьяна Канонерова
Эксперт карьерного направления HeadHunter

Если вам кажется, что коллега не справляется с обязанностями, а руководство этого не видит, я бы задала себе два вопроса: насколько объективно я могу оценить эффективность своего коллеги и сказывается ли его непрофессионализм на вашей работе.

Часто рядовые сотрудники не видят всей картины целиком, а это задача руководителя. Однако если у вас на руках есть неоспоримые факты, стоит обсудить их с коллегой, чтобы услышать его точку зрения на происходящее и объяснить, что его ошибки сказываются и на ваших результатах. Если вы не придёте к пониманию, предупредите его, что собираетесь обсудить это с руководителем. Я бы предложила позвать на эту встречу и самого виновника дискуссии — все стороны смогут высказаться.

Чего я не советую делать, так это подставлять коллегу с помощью интриг — профессионалам этого дела мои советы не нужны, а любители с большой вероятностью подставят сами себя.

У меня есть пример из практики одной компании: новый сотрудник, на которого возлагались большие надежды, в своём личном блоге публично делился историями, которые пользователи сервиса писали в частной переписке. Это явно не соответствовало базовым нормам профессионализма и угрожало компании репутационным ущербом. Коллеги сообщили об этом руководителю. После беседы с сотрудником и коллективом он принял решение расстаться с этим человеком.

Ещё пример. Новый сотрудник явно не справлялся с обязанностями, но коллеги это игнорировали, полагая, что руководитель сам должен всё видеть и решать. Действительно, спустя полгода с сотрудником расстались. Руководитель потом пояснил, что понимал всё с самого начала, но беседовал с человеком несколько раз и давал ему шансы на исправление. Коллеги об этих беседах не знали, так что не всегда начальство так слепо, как вам кажется.

Екатерина Гаврилова
Генеральный директор рекрутингового агентства DigitalHR

В компаниях с хорошо выстроенными процессами каждый сотрудник понимает, что работает ради общей цели. Поэтому любой человек, который не справляется со своими обязанностями, отдаляет компанию или команду от её достижения.

Стоит обратить на это внимание, соблюдая деловую этику и элементарную вежливость. Сначала поговорите напрямую с коллегой: «Я заметил, что в последнее время у тебя возникают сложности в коммуникации с клиентами. Может, стоит попробовать по-другому?» Помните, что не надо переходить на личности, вы обсуждаете только факты и сложившуюся ситуацию. Если вы видите, что человек открыт к сотрудничеству и хочет исправиться, вздохните спокойно и подумайте, как можно избежать повторения таких же проблем: собрать совещание или предложить новую идею для внедрения.

Если коллега не отзывается, соглашается с вами, но ничего не предпринимает, или у него ничего не получается, можно устроить трёхстороннюю встречу с руководителем. Такой формат должен вскрыть настоящую проблему в ситуации: плохо выстроенные бизнес-процессы, некомпетентность сотрудника или профессиональное выгорание.

И вообще, надо определить, что значит «плохо работает» — это систематическое явление или редкие недочёты. Один наш кандидат, который произвёл феерическое впечатление на собеседовании и которому стабильно давали позитивные рекомендации, через месяц стал вызывать подозрения у клиента в том, что не справляется с задачами.

Встретились-поговорили, всё оказалось просто: задачи вакансии не соответствовали реальным. Ситуацию удалось изменить. Но при таком разговоре будьте готовы ко всему, могут всплыть конфликты в коллективе, личные проблемы сотрудника, бардак в бизнес-процессах. Это всё же лучше, чем равнодушие, которое рано или поздно заставит вашу компанию застопориться в развитии.

Максим Энтензон
Руководитель направления подбора и адаптации персонала «Связного»

Жаловаться на качество работы коллег руководителю не совсем корректно. Это означает, что у того, кто жалуется, есть лишнее рабочее время, которое он тратит на наблюдение за поведением других людей вместо выполнения прямых обязанностей. Кроме того, жалобы начальству могут привести к ухудшению атмосферы в коллективе, напряжению, дестабилизации рабочего процесса, а не к улучшению.

Единственный случай, когда такой разговор с руководителем уместен, — если халатное отношение коллеги напрямую влияет на выполнение ваших рабочих задач, если ситуация повторяется регулярно и исчерпаны все способы решить проблему без начальства. Впрочем, даже в этом случае лучше избежать обвинений коллег и рассказать о проделанной работе лично вами, о тех шагах, которые вы предприняли для преодоления затруднений. Выводы о вине сотрудника в невыполнении общих планов руководитель может сделать самостоятельно.

Светлана Фонарева
HR-директор рекрутинговой компании Hays в России

Если вы заметили, что ваш коллега плохо работает, а руководство этого не замечает, то у вас два варианта: сообщить об этом менеджеру или оставить при себе. Выбор зависит от принятой в компании культуры и от непосредственного руководителя.

Если руководитель приветствует культуру открытости и формат партнёрских отношений, то есть смысл обратиться к менеджеру. Хороший менеджер заинтересован в том, чтобы сотрудники были увлечены своим делом и показывали достойные результаты. Разговор поможет руководителю и его команде, а впоследствии — и самому сотруднику. Но прежде чем идти к менеджеру, поговорите с коллегой, поинтересуйтесь его работой и выясните, всё ли у него хорошо. Если у сотрудника нет никаких резких причин, смело идите с проблемой к вышестоящему руководству.

Например, вы работаете в отделе продаж, где в качестве KPI нужно вносить информацию в CRM-систему, а ваш коллега этого не делает — либо делает недобросовестно, что влияет на коммуникацию с клиентом и в дальнейшем на все бизнес-процессы. Вы можете сказать менеджеру, что ездили на встречу, обсудили такие-то моменты, а в системе сейчас сплошная абракадабра либо вовсе ничего нет.

Если же вы работаете в компании, где формат открытой обратной связи не принят, действует закрытая культура по принципу «не лезь, пока не спросят», то разговор с менеджером на тему сотрудника, который плохо работает, может привести к негативному результату. Вас могут посчитать выскочкой, это станет известно всей команде, и она перестанет вас принимать.

Евгения Дворская
Гендиректор JJuber

Если коллега плохо работает, а руководство этого не замечает, возможно, вопрос в начальстве? То есть либо руководству это удобно по каким-то причинам, либо руководитель сам не очень компетентен, чтобы оценить ситуацию. В любом случае ставить себя на место руководителя и «вершить правосудие» не очень правильно, потому что вы — пока не он, к сожалению.

Обратить внимание на плохую работу коллеги я бы посоветовала, когда результат его работы влияет на ваш и это влияние негативно. При этом вы уже поговорили с коллегой, объяснили ему ситуацию, и он отказался что-то менять в своей работе. Вот тут вы совершенно точно не испортите себе карму, указав на непрофессионализм сотрудника. Только опять же нюанс — что и как говорить. Постарайтесь делать акцент на себе и своих результатах, на том, какими они могли быть при сотрудничестве с этим коллегой. Далее стоит упомянуть, что вы сделали, чтобы исправить ситуацию, ну и в финале предложить вариант решения проблемы. Одним словом, только конструктив и никакого склочничества.

Алена Владимирская
Основатель кадрового агентства Pruffi

Во-первых, надо чётко понимать, что значит «плохо работает». Часто происходит такая история: «Мне кажется, человек плохо выполняет обязанности, потому что я не вижу его работу, или не понимаю того, что он делает, или он мне лично неприятен, или у него другой стиль работы». Вам может казаться, что, если вы сидите в офисе до утра, так должны делать все, а на самом деле кто-то просто структурировал свои дела.

Должны быть оцифрованные показатели. Если по ним видно, что вы сделали работу за коллегу, — конечно, нужно идти к своему непосредственному руководителю, но не с вкусовщиной, а с реальными цифрами. Вам нужно показать, к чему именно привела несделанная работа и в чём это выражается. Ничего личного в стиле «Вася некрасивый, плохой» или «просто мне не нравится».

После оцифровки вы должны представить начальству эту информацию, но не из серии «распорядитесь Васей», а «давайте в следующий раз перераспределим работу». Вы можете сказать, что это не ваши обязанности, и предложить снять их с вас либо попросить надбавку за выполнение чужой работы.

Конечно, надо быть готовым к тому, что никакого восторга у Васи это не вызовет. Вы наживаете себе как минимум недруга, а вероятнее всего, врага. Вы должны чётко понимать эти риски.

Фотография на обложке: Gary Hershorn / Reuters