secretmag.ru
Опубликовано 26 октября 2016, 13:59

Александр Никитин (GeekBrains): «С Mail.ru на халяву мы не рассчитывали»

Как растут курсы для разработчиков

Раз в две недели интернет-предприниматели и руководители интернет-компаний заходят в гости на часовой разговор к Максиму Спиридонову, сооснователю и гендиректору образовательной компании «Нетология-групп». Так создаётся подкаст «Рунетология». «Секрет» публикует самые интересные выдержки из этих интервью.

Александр Никитин (GeekBrains): «С Mail.ru на халяву мы не рассчитывали»

Раз в две недели интернет-предприниматели и руководители интернет-компаний заходят в гости на часовой разговор к Максиму Спиридонову, сооснователю и гендиректору образовательной компании «Нетология-групп». Так создаётся подкаст «Рунетология». «Секрет» публикует самые интересные выдержки из этих интервью.

30-летний Александр Никитин родился в городе Раменское Московской области. Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «программист». В 2010 году вместе запустил блог «Школа программирования» и организовал онлайн-курсы. В 2014 году вместе с партнёром Гайком Айрапетяном превратил площадку в IT-сообщество GeekBrains. С тех пор на ней зарегистрировались более 1 млн пользователей. В августе этого года долю в GeekBrains приобрела Mail.Ru Group. Основатели остаются акционерами и продолжают управлять компанией.

Запись интервью с Александром Никитиным и другими гостями Спиридонова можно найти на сайте «Рунетологии».

— Как ты сам решил стать программистом?

— Я начал программировать в последних классах школы и сразу понял, что мне это нравится и я хочу этим заниматься профессионально. Был одним из немногих, кто к 11-му классу понимал, в какой вуз и на какую специальность идти. Поступил в МГТУ имени Баумана.

— Опиши вкратце суть GeekBrains.

— Мы строим площадку вокруг начинающего программиста. Это место, где можно посмотреть вебинары или почитать что-то на актуальные темы, если ты ещё новичок. Хочешь — задавай вопросы, хочешь — проходи бесплатные курсы. Наш основной продукт — это «Профессия». Этот набор курсов длится несколько месяцев и достаточно дорого стоит.

— Откуда у вас миллион пользователей?

— Всё стандартно: лендинги с бесплатными предложениями, привлечение трафика из соцсетей, контекстная реклама и так далее.

— При этом у вас всего несколько тысяч платящих. Почему такой большой разброс?

— Конечно, перед нами стоит задача по повышению и оптимизации конверсии. Однако с точки зрения бизнеса в первую очередь важно, во сколько обходится привлечение клиента и сколько денег тот приносит в итоге. Здесь у нас всё в порядке.

— Не получается ли, что вы «палите трафик»? Он же не бесконечный.

— Мы до сих пор не видим границ у рынка. Не уверен, что кто-либо способен точно оценить его глубину и размер. Не наблюдаем тенденции ни к уменьшению трафика, ни к резкому повышению стоимости нового клиента для нас.

— Сама конверсионная воронка у вас классическая, с проводкой потенциального клиента через бесплатный образовательный контент к платным курсам?

— Почти. С двумя оговорками. Во-первых, не зарегистрировавшись, просто с главной, к нам не попасть. Но, например, по SEO, через поисковую выдачу, люди могут выйти на конкретную статью в блоге и увидеть всё, что у нас есть. В своё время на главной у нас были ссылки на вебинары, на статьи в блоге. Потом мы их убрали: замеры показывали, что выгоднее сразу регистрировать пользователя, конверсии будут лучше. Во-вторых, у нас нет промежуточного дешёвого продукта. Наш основной — набор курсов «Профессия» на несколько месяцев, и он стоит достаточно дорого. Люди сразу подписываются на долгосрочное обучение.

— Вы вместе с сооснователем Гайком Айрапетяном пробовали свои силы в офлайн-обучении?

— Одно время у нас параллельно развивались и онлайн, и офлайн. Но потом мы от офлайна отказались. Он плохо масштабируется.

— Тебе не кажется, что в последнее время люди переосмысливают подход к образованию в пользу более традиционных форматов?

— Согласен, существует естественная потребность в офлайн-мероприятиях. Мы думаем, как их внедрить в наше обучение. Напрямую возвращаться к очному образованию не планируем.

— Периодически вы проводите масштабные бесплатные онлайн-конференции. Они ощутимо помогают вам расти?

— Да, они добавляют 30-40% к месячной выручке — в тот месяц, когда мы их проводим.

— Веб-разработчик, мобайл-разработчик, программист Java — вы делаете ставку на наиболее востребованные специальности?

— Безусловно. Линейку формируем исходя из рыночного спроса. Тестируем, пробуем и оставляем то, что хорошо себя показывает.

— Чем обусловлен ваш заход в нетехнические специальности, такие как SMM-менеджер и интернет-маркетолог?

— Мы поняли, что каким-то вещам учат совершенно иначе, чем у нас. Например, английскому языку, сдаче ЕГЭ. В эти направления мы не можем зайти ни в рамках GeekBrains, ни создав ещё один проект на нашей инфраструктуре. Зато другие нам близки, в частности по механике проведения занятий. Мы туда заходим исключительно с бизнес-целями.

Даже в США я не вижу на текущий момент суперпрорывов в онлайн-образовании

— У себя в «Нетологии» мы внедряем разные формы наставничества внутри группы: «преподаватель — студент», «старший студент — студент», «аспирант — студент». А в чём специфика ваших программ обучения?

— Простейший инструмент — оценка учеником пройденного курса, в том числе оценка преподавателя. Она, пожалуй, наиболее для нас значима: на её основе мы понимаем, кто преподаёт хорошо, кто не очень, возникают ли проблемы в учебной программе, в проведении занятий. С наставничеством тоже работаем. Раньше до него попросту не доходили руки. Хотя года полтора назад проводили эксперимент и получили отличный фидбэк как от наставников, так и от учеников, чьи результаты таким образом удалось повысить. Сейчас внедряем модель, в которой выпускники учебных программ смогут выступать в роли наставников и помогать ученикам. Хотим построить эту историю на добровольных началах. Не получится на добровольных — будем думать, как ещё.

— Как вы отбираете преподавателей?

— Перед тем как мы выпускаем человека на ведение группы, он много общается с нашим отделом обучения. Дальше проводит вебинары, показывает себя в разовых активностях, и мы смотрим его в деле. После чего, если все довольны, он допускается до проведения полноценных учебных занятий. Повторюсь, у нас собрана большая статистика по оценкам, которые преподавателям выставляют ученики, и для нас это лучший показатель: мы сразу чётко видим, какого учителя студенты считают хорошим, а какого нет.

— А откуда преподавателей берёте? Их у вас уже около сотни.

— Используем стандартные инструменты, тот же HH.ru и другие сайты с вакансиями программистов. И сами среди программистов ищем тех, кто хочет преподавать.

— Как, в свою очередь, выбираете темы?

— Во-первых, ориентируясь на мнения учеников. Во-вторых, отталкиваясь от мнений преподавателей. В-третьих, анализируя рынок труда, и в частности то, сколько вакансий сейчас присутствует в тех или иных профессиях.

Александр Никитин (GeekBrains): «С Mail.ru на халяву мы не рассчитывали»

© © Пресс-служба GeekBrains

— Сколько времени уходит на запуск программы — от возникновения идеи до появления курса на сайте?

— Недели. Точно не дни, но тратить месяцы нам непозволительно.

— Какой у вас штат? Сколько человек, кроме преподавателей, обслуживает программу?

— Компания маленькая: в офисе сидит около 25 человек, из них три-четыре — это техподдержка, которая помогает клиентам. «Профессия», как мы эту сущность называем, представляет собой пакет из нескольких курсов. Каждый курс ведёт один преподаватель, и в рамках «профессии» таковых оказывается четыре-пять.

— Если я верно понял, есть образовательный отдел, который отвечает за построение программ, их поддержку и взаимодействие с преподавателями.

— Да. Также разработка, маркетинг и, наконец, продажи — люди, которые обзванивают лидов. И сведённая к минимуму администрация, состоящая из меня, моего партнёра и нашей помощницы.

— Чем завершается программа? Как подтверждает свои знания студент?

— У нас продуман функционал тестов. Сдать их могут не только те, кто у нас отучился. После прохождения обучения той или иной «профессии» мы направляем людей на прохождение этих тестов.

— Насколько мне известно, важную роль в жизни GeekBrains играет ваша самописная LMS — learning management system. Как она устроена?

— Мы всегда воспринимали её не столько как LMS, сколько как комплексный сайт с большой частью функционала, доступной не только платным ученикам. Возможно, отчасти поэтому бесплатных у нас очень много по сравнению с платными. В составе системы — функционал для просмотра уроков, для работы с домашним заданием, для общения в рамках занятия, для коммуникации с преподавателями. Сейчас делаем модули, связанные с наставничеством.

— В августе 2016 года Mail.ru Group приобрела контрольный пакет GeekBrains. Что, кроме переезда в офис холдинга, изменилось в вашей жизни?

— C точки зрения бюрократических процедур многое: мы теперь часть большой организации. С точки зрения нашей деятельности, стратегии, направления развития и его темпов — практически ничего. Мы изначально обговаривали это с Mail.ru Group: мы оставляем управление, оставляем команду и развиваемся дальше максимально автономно. Но мы видим много точек для синергии.

— В чём ваша выгода от сделки? Стартапы часто оказываются в «пузыре» внутри крупной компании, купившей их.

— На мой взгляд, залог успеха проекта — это команда, которая его делает, её экспертиза. У нас теперь внутри Mail.ru Group есть доступ к широчайшему пласту опыта различных бизнесов, который мы анализируем. Вот в чём я точно вижу непосредственную пользу для нас.

— Не было желания попросить: «Дайте нам много трафика», «Лейте нам из "ВКонтакте" несколько миллионов пользователей ежедневно»?

— Пока не было. Да мы так не привыкли. Мы всегда всё покупали. Просто считаем вложения и возврат инвестиций. На халяву и не рассчитывали. Мы очень аккуратны с ожиданиями, так как они имеют свойство не оправдываться. Но мы видим, что нам с Mail.ru Group будет лучше, чем без неё.

— Бывает, у основателей проекта возникает необходимость cash-out, что заставляет их склониться к инвестициям.

— В нашем случае это был не ключевой фактор.

— Ты обратил внимание, что в мире хайп вокруг проектов в онлайн-образовании спадает?

— Согласен. Хайп, мне кажется, в первую очередь был вокруг западных проектов, прежде всего Coursera и Khan Academy.

— Но сделка по вхождению Mail.ru Group в бизнес GeekBrains тоже, по-видимому, была отчасти следствием шумихи вокруг направления, ставшего вдруг актуальным.

— Возражу. Нас неплохо анализировали и проверяли. Решение принимали осознанно, взвешенно.

Многим разработчикам нужна стабильность. Не все они хорошо относятся к стартапам

— Вас покупали как бизнес?

— Безусловно.

— Что любопытного, по-твоему, происходит сегодня в онлайн-образовании?

— С моей точки зрения, нечто глобальное в онлайн-образовании ещё впереди. Даже в США я не вижу на текущий момент суперпрорывов. Но искренне верю, что будущее за концепцией, при которой ты не привязан в своём образовании к конкретной географической точке.

— А какие события должны произойти, чтобы онлайн-образование вышло из фазы 1.0 и приблизилось к фазе 2.0? Какие тренды будут формировать его дальше?

— Думаю, всё на текущий момент развивается в правильном направлении. В России цивилизованный рынок в сфере онлайн-образования, который формируем мы, «Нетология» и ещё несколько игроков. Ну а «образование 2.0» должно быть связано с социализацией, интеграцией обучения и последующей деятельности ученика. Потому что до сих пор между обучением и работой — пропасть.

Сегодня меня, повторюсь, живо занимает история с выстраиванием наставничества — модели, в которой человек помогает тому, кто на шаг позади него. А что касается интеграции обучения и трудоустройства, мы намеренно ориентируемся на тех, кто хочет сделать программирование своей основной профессией. Они к нам приходят не для того, чтобы сидеть на вебинаре, слушать и получать какую-то информацию. Они приходят за результатом в виде своего рабочего места на должности программиста. Важно давать людям конечную цель и помогать к ней приближаться, а не предлагать лишь промежуточный инструмент для её достижения.

— Напоследок — снова к рынку труда. Я был озадачен, когда изучил топ крупнейших по численности сотрудников российских IT-компаний, по данным CNews Analytics на конец 2015 года. В первой десятке — лишь пара имён, имеющих касательство к интернет-бизнесу. Ни «Яндекса», ни Mail.ru Group, ни Avito, ни QIWI. Получается, ты готовишь людей для условных «Воентелекома» и «Техносерва». Что побуждает программистов идти туда, а не в инновационные компании, стартапы?

— Многим разработчикам нужна стабильность. Далеко не все они хорошо относятся к стартапам, к каким-то начинаниям, будущее которых туманно в разрезе их собственной карьеры. Подозреваю, что компании из упомянутого тобой списка предлагают конкурентную зарплату и достойные условия труда, притом что сам труд, скорее всего, не очень интересен. Но у программистов в обыкновении менять работу раз в год, в два, в три. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы какое-то время поработать в такой компании. Наверняка это будет так или иначе полезный опыт.

Фотография на обложке: Пресс-служба GeekBrains