secretmag.ru
Опубликовано 26 апреля 2024, 07:30
3 мин.

Как наказать за воровство мема и не влететь на иск самому? Нешуточный ликбез

Юрист Ольхова рассказала, когда есть смысл судиться за украденный мем. Представьте ситуацию: вы создали классный мем, который разошёлся по Сети, а его украли другие люди, да ещё и зарабатывают на нём. Можно ли защитить свои авторские права и наказать воришек? Эксперты рассказали «Секрету», когда похитителей мемов можно наказать рублём, а когда автор сам рискует попасть на судебный иск.

Когда не стоит судиться за мем

Часто для создания мемов берут кадры из фильмов и телешоу или изображения реальных людей. Если ваш мем из таких — лучше не качать права. Иначе нарушителем могут признать уже вас, предупредила юрист компании Semenov&Pevzner Ирина Остапчук.

«Создание мема в таком случае будет переработкой оригинального произведения. По общему правилу переработка по закону должна осуществляться только с разрешения автора оригинала. Без разрешения допустимо создание пародий и карикатур. Некоторые мемы, безусловно, могут быть отнесены к пародиям, но в случае спора с правообладателем оригинала суд будет решать этот вопрос каждый раз индивидуально», — пояснила она.

Автор оригинального произведения или человек, фото которого вы использовали для мема, сами могут пойти в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации, если посчитают, что ваша картинка каким-то образом их порочит, добавила эксперт.

Когда можно судиться из-за мема

Смело идти в суд можно, если вы нарисовали оригинальный рисунок. Такие прецеденты известны. Всем известный пример — Ждун. Российская компания «Си Ди Лэнд» купила лицензию на него у автора оригинальной скульптуры, голландской художницы Маргрит ван Бревор. Теперь фирма взыскивает компенсации со всех, кто использует изображение Ждуна без разрешения.

«Если вы создали мем, а его используют без разрешения, к нарушителям можно применить разнообразные меры: запретить незаконное использование, потребовать возместить убытки или выплатить компенсацию, изъять и уничтожить товары, на которых нанесено произведение, а также выплатить компенсацию за моральный вред, причинённый отсутствием указания на ваше авторство», — рассказала «Секрету» старший юрист компании «Косенков и Суворов» Виктория Ольхова.

Здесь есть нюанс: если мем используют в информационных, научных, культурных целях и указывают автора и источник, это не считается нарушением, добавила она.

Как доказать авторство мема

Чтобы судиться за свой мем, вам нужно будет доказать, что именно вы придумали его первым.

«Авторство может подтверждаться скриншотами источника, на котором впервые был опубликован мем (с датой публикации), свидетельством о депонировании произведения (т.е. его передачи для надёжного хранения в какое-либо место. — Прим. "Секрета"), набросками, макетами, исходными файлами, из которых видно, что именно вами велась разработка мема, и иными доказательствами», — рассказала Ольхова.

По её словам, в суд имеет смысл обращаться, только если есть достаточный объём доказательств, который сможет подтвердить ваше авторство, а также незаконное использование мема другим лицом. Ну и главное — мем используют в коммерческих целях, и можно будет обосновать значимую сумму компенсаций. Иначе ваши издержки могут превысить размер присуждённой суммы.

Впрочем, судиться можно не только ради денег: например, если вы хотите заявить о себе как об авторе и предупредить других, что нужно спрашивать разрешение, прежде чем пользоваться вашим мемом.

Зачем регистрировать мем как товарный знак

Если зарегистрировать свой мем в качестве товарного знака, в суде не нужно будет доказывать авторство. Так поступила, например, автор популярного мема про котов «Наташ, вставай, мы там все уронили!» Дарья Бородулина.

Закон разрешает регистрировать не только картинки, но и фразы, объёмные фигуры, сочетания текста и картинки и т.п., рассказала Остапчук. Правда, зарегистрируют не любую фразу.

«Например, Роспатент отказался регистрировать фразу "Как тебе такое, Илон" и суды поддержали такое решение. Дело в том, что эта фраза стала широко известной ещё до того, как предприниматель решил зарегистрировать её в качестве товарного знака и многие компании уже использовали эту фразу в своих маркетинговых материалах», — привела пример собеседница «Секрета».