Опубликовано 13 ноября 2024, 06:00
2 мин.

Вам заказное письмо. Раскрыта двухэтапная схема кражи аккаунтов россиян на «Госуслугах»

Мошенники разработали новую двухэтапную схему обмана для кражи аккаунтов россиян. Как сообщили в банке ВТБ, очередной способ обмана строится на психологическом давлении. Если абонент при первом звонке кладёт трубку, ему звонят повторно от имени сотрудников госструктур и заявляют, что первая беседа велась с мошенниками, а его учётную запись взломали — и выманивают СМС-код.

Как работает новая схема обмана

Сначала обман строится по классической схеме: злоумышленники звонят жертве от имени сотрудников госструктур и сообщают, что человеку пришло заказное письмо. Уведомление с якобы данными о письме ему предлагают отправить на адрес электронной почты. А для оформления «заявки» просят назвать проверочный код, который присылают на мобильное устройство с текстом «код восстановления доступа».

Если на этом этапе абонент начинает подозревать неладное и кладёт трубку, через какое-то время ему звонят повторно. Во второй раз мошенники также представляются работниками госструктур.

Собеседники убеждают жертву, что первый звонок совершили мошенники и теперь учётная запись (например, на «Госуслугах» или сайте налоговой) взломана. Чтобы якобы защитить данные, требуют тот самый код доступа из СМС-сообщения.

«В этот момент человек, находясь под психологическим давлением неизвестных и полностью доверяя им, становится жертвой дальнейшего обмана»,цитирует РБК специалистов из ВТБ.

Такие звонки составляют 30% от общего числа атак.

Этот способ обмана стал популярным, поскольку начался период уплаты налогов.

Как ещё обманывают мошенники

Вообще чаще всего мошенники звонят от лица банков, операторов связи, органов власти, а также с предложениями об инвестициях и подработке в интернете. Кроме того, они часто упоминают фразы «безопасный счёт», «сообщите код из СМС / данные карты/паспорта/СНИЛС».

В январе — августе 2024 года мошенники чаще всего пользовались другими схемами: притворялись сотрудниками «Госуслуг», работниками «Мосэнерго» или лжепокупателями с сервисов объявлений. Они заставляли жертв устанавливать программы для доступа к счетам.

В ВТБ призвали никому не сообщать личные данные и коды из СМС-сообщений, а также пользоваться определителями номера — обычно они помечают звонки от мошенников как подозрительные.

Кстати, если у вас есть старые, нерабочие аккаунты в соцсетях, поспешите от них избавиться — мошенники могут испортить жизнь и через них. Они крадут оттуда персональные данные и оформляют кредиты. Доказывать, что вы не брали никаких займов, потом очень сложно и долго.