В змеином клубке. 7 признаков, что коллеги вас недолюбливают
Вы по-настоящему горите своим делом и всегда ответственно подходите к рабочим обязанностям, однако атмосфера в офисе вгоняет вас в хандру. И причина тому — недружелюбные коллеги. И как бы вы ни старались влиться в коллектив и стать душой компании, вы по-прежнему остаётесь на «скамейке запасных». «Секрет» пообщался с психологами и выяснил, какие признаки указывают на то, что коллеги вас недолюбливают, и что с этим делать.
Когда вы подходите, коллеги тут же затихают
Менеджер по закупкам показывает секретарю милые фото своего кота. Они обе смеются и что-то бурно обсуждают, но стоит вам появиться на горизонте — в кабинете воцаряется абсолютная тишина. Коллеги не хотят вовлекать вас в шутливые разговоры и делиться личными историями.
Что делать
Причин такого поведения может быть множество: одна из них — манипуляция вами. Если ваши коллеги действительно целенаправленно замолкают при вашем появлении, а вы к такому поведению никогда не давали повода (не рассказывали начальству о коллегах, не выдавали чужие секреты), скорее всего, вами просто манипулируют. И цели этих манипуляций могут быть разные: от желания вызвать у вас чувство вины до желания самоутвердиться за ваш счёт.
В таком случае лучше перевести все ваши контакты и разговоры с коллегами-молчунами в переписку. Не подходите к их компании и не заводите с ними разговор, а все рабочие моменты решайте с помощью мессенджеров или электронной почты. Ваши энергия и нервы, которые вы потратите на выяснения причин такого поведения, точно пригодятся вам в других областях вашей жизни.
Я не рекомендую выяснять отношения с коллегами в попытках узнать, что же произошло. В реальности это лучше сделать в паре с психологом, но здесь есть нюанс: размышления о людях будут строиться на уровне предположений.
Проанализировав с психологом общую картину, стоить уделить внимание и вопросу: были ли подобные ситуации на предыдущем месте работы. Возможно, корень проблемы в вашем поведении или защитных механизмах, которые людям не нравятся, а может, дело в данной работе или в этой проблеме есть какая-то политическая подоплёка.
Действия будут различаться в зависимости от того, к каким выводам вы пришли. Если дело в ситуации на работе, то нужно понять, как эти интриги разрешить максимально позитивно. Если дело в вас и вы уже встречались с таким отношением ранее, есть вероятность, что вы создаёте впечатление заносчивого и высокомерного человека. В таком случае имеет смысл задуматься, каким способом вы можете проявить дружелюбие к коллегам. В такой ситуации будет уместна собственная инициатива: приглашение коллег на ланч, обсуждение с ними смешных шуток, организация совместного похода вечером в бар или пиццерию.
Исключение — ситуация, когда коллеги считают уместным смеяться, придумывать вам клички и дергать за образные косички. В таком случае нужно выстроить личные границы и правильно расставить внутренние приоритеты.
Если коллеги не обращают на вас внимания, не хотят вовлекать вас в свой юмор, делиться личными историями, можно посоветовать следующее: начать говорить людям комплименты, искренне видеть в них хорошее и обращать внимание только на положительные качества и моменты. Комплимент от чистого сердца, который вы сказали человеку (пусть он и не очень к вам расположен), на самом деле ключ к общению. Поэтому искренне дарите комплименты, и ситуация начнёт постепенно меняться.
На все ваши вопросы отвечают односложно
Коллеги никогда не ведут с вами длительных бесед. На все вопросы отвечают односложно и ни разу за знакомство не поинтересовались, как у вас дела. Общение происходит сугубо в формальном ключе.
Что делать
Попытайтесь разговорить коллегу на ту тему, в которой он разбирается. У каждого человека есть круг интересов, и он не ограничивается рабочими моментами. Важно нащупать этот вектор и проявить искреннюю заинтересованность. Когда спрашиваешь у человека о том, что его интересует, он всегда раскрывается и охотно об этом говорит.
У многих людей есть подсознательное убеждение, что окружающие люди должны к ним хорошо относиться. В этом убеждении есть две ловушки: «должны» и «хорошо».
В ситуации, когда вам кажется, что ваши коллеги совсем не интересуются вашими личными делами, а только рабочими вопросами, важно осознать, что им в действительности могут быть неинтересны ваши личные дела. И это не означает, что ваша жизнь скучна или вы неинтересны как личность. Коллега просто занят работой.
Рабочий коллектив — это конкурентная среда. Вы конкурируете за более высокую должность или за более высокую зарплату, и в этой обстановке именно вас могут видеть главным конкурентом. И тогда неудивительно, что коллега не спрашивает, как поживает ваш корги, а держит рядом с вами ухо востро.
Со своей стороны важно оставаться открытым, в меру дружелюбным, сохранять дистанцию и излишне не навязываться. Старайтесь соблюдать нейтралитет, эмоционально не преследовать, не искать тем для общения. Продолжать общение только по рабочим моментам. Сделать общение формальным, но конструктивным.
Игнорируют ваше присутствие
Вы заходите в офис, снимаете пальто и вежливо здороваетесь с коллегами, но в ответ — тишина. Они ведут себя так, будто вас и вовсе нет. Вы не понимаете причины массового игнора и чувствуете себя провинившимся котёнком.
Что делать
Не обращайте на это внимания и продолжайте здороваться сами. Громко. И говорите о том, как вы рады видеть людей, потому что именно такие вещи не смогут оставить их равнодушными.
А если вы будете подстраиваться под «игнорщиков» и уподобляться их поведению — это ни к чему хорошему не приведёт. Чтобы ситуация стала развиваться, нужно быть на шаг, два, а то и три впереди. Не нужно зависеть от позиций других людей. Игнорирование со стороны других вас не должно никак волновать. И это не про то, что вы выше остальных, вы просто находитесь на другом этапе развития.
Будьте внимательны к своим чувствам. Если заметили вокруг себя атмосферу недоброжелательности, игнорирования, пренебрежения и агрессивного отношения, своевременно выносите это на обсуждение. Например, в ситуации игнорирования следует прояснить: «Я заметил(а), что вы заказываете обед на всех, кроме меня. На это есть причины?» Кроме того, следует вырабатывать навыки ассертивности (способности не зависеть эмоционально от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать своё поведение и уверенно доносить своё мнение, желания, потребности и расставлять личные границы). В этом процессе вам помогут психолог, психотерапевт или специализированные курсы и тренинги.
В любом случае следует оставаться вежливым. Ситуация, когда коллеги «забывают» с вами поздороваться, в первую очередь показывает их уровень воспитания и такта.
Будьте нейтрально-дружелюбным: приветливо здоровайтесь, соблюдайте правила делового этикета и поддерживайте светские беседы во время ожидания лифта. Так вы покажете свой дружелюбный настрой и отсутствие желания конфликтовать с ними, и тогда напряжение в ваших взаимоотношениях пойдёт на спад.
Никогда не приглашают на мероприятия и обед
Вы обедаете в одиночестве не потому, что любите уединение, — вас просто не приглашают. Корпоративные дружеские посиделки всегда проходят мимо, и никто из коллег ещё ни разу не предложил вам обсудить новый проект за чашечкой кофе.
Что делать
В этой ситуации без поиска причин и мотивов такого поведения не обойтись. Вероятнее всего, коллеги видят в вас личную угрозу, чувствуют по отношению к вам ревность или зависть. И, если вы подозреваете, что это так, нужно сесть и проанализировать сложившуюся ситуацию: возможно, вы сами спровоцировали такое отношение к себе, хвастаясь особыми взаимоотношениями с начальством или более высокой зарплатой.
Степень, в которой вы пострадали от эпизода социальной изоляции, полностью зависит от того, как вы воспринимаете ситуацию. Отчасти это связано с тем, насколько ваш опыт отличается от социальных норм или от поведения, которого вы обычно ожидаете в определённой ситуации. Если вы не рассчитывали, что вас пригласят на мероприятие, то вы не будете чувствовать себя преднамеренно обделённым, когда оно пройдёт без вашего участия.
Проблема не всегда заключается в других людях. С такой же вероятностью это можете быть вы, ваше поведение или ваши предубеждения и ценности, которые коллеги не разделяют и потому не желают проводить с вами время. Проанализируйте, хотите ли вы ломать себя, чтобы быть удобным для других? Переосмыслите, а стоит ли подстраивать себя под чужие интересы ради обеденного перерыва?
С вами не соглашаются, даже когда вы объективно правы
Постоянная и необъективная критика в ваш адрес — явная причина, что человек вас недолюбливает. Даже если вы предложите гениальную бизнес-идею или сделаете безупречно свою работу, он всё равно найдет, к чему придраться. Его личная неприязнь к вам сильнее здравого смысла.
Что делать
Необходимо оставить человека на какое-то время с его «правильным» мнением, не доказывая свою правоту. Смысла в этом нет. Пусть и говорят, что в споре рождается истина, однако, если вы понимаете, что человек твёрдо стоит на своем мнении и не готов уступать, примите его право на это. Значит, ему зачем-то это нужно.
Не стоит обижаться и во что бы то ни стало навязывать свою точку зрения. Вашей собственной уверенности должно быть достаточно, чтобы спокойно принять эту ситуацию. А попытка продавить другого человека и доказать свою правоту, когда он сам к ней не готов, ещё больше оттолкнёт от вас оппонента, а сам диалог ни к чему не приведёт. Поэтому в любой ситуации сохраняйте баланс и достоинство.
Задокументируйте поведение коллег относительно конкретной ситуации, где, по вашему мнению, с вами обошлись несправедливо. На рабочем месте подобное поведение внутри коллектива может навредить выполнению поставленных задач, а также нанести урон вашей команде или компании в целом. Используйте эту ситуацию как возможность обсудить данную проблему с руководством, чтобы избежать её повторения в будущем.
Вас задирают, как школьника
Казалось бы, школьные годы остались далеко позади, но в рабочей среде вы по-прежнему ощущаете себя героем второсортного фильма про подростков. Над вами подшучивают, смеются, а некоторые коллеги и вовсе придумывают обидные прозвища. В такие моменты вам хочется притвориться больным и поскорей вернуться домой.
Что делать
В этой ситуации необходимо брать инициативу в свои руки и устанавливать личные границы. В разговоре с обидчиком вам помогут следующие фразы: «Мне неприятно то, что ты говоришь. Я не буду общаться с тобой в подобной манере», «Что ты имеешь в виду, называя меня так? Проясни, пожалуйста».
Или если вы не хотите разговаривать с этим человеком, то так и скажите: «Я сейчас занят и не могу с тобой разговаривать. Не отвлекай меня, пожалуйста».
Говоря подобные фразы нейтральным голосом и эмоционально не вовлекаясь в данную ситуацию, вы не даёте вашим обидчикам повода продолжать травлю.
Вы не можете изменить других людей, это вне зоны вашего контроля. Но вы можете изменить свою реакцию. Не принимайте насмешки и нападки на свой счёт. Оставайтесь нейтральным. Сосредоточьтесь на рабочих процессах, а не на личностях. Если человек в первую очередь сосредоточен на том, чтобы всем понравиться, и ставит неформальные отношения выше своего профессионализма и удовлетворения своих собственных потребностей, то это свидетельствует о его низкой самооценке. Используйте подобную ситуацию как возможность укрепить свои навыки самоуважения, стрессоустойчивости и самообладания.
Если ситуация повторяется и поведение коллег становится токсичным и мешает вашей работе, то зафиксируйте любые проявления агрессии коллег в вашу сторону. Это веский повод обсудить и решить проблему с руководством.
На вас постоянно жалуются руководству
Коллеги контролируют каждый ваш шаг и каждое действие, чтобы потом донести на вас руководителю. Они знают всё: сколько раз за день вы отошли от рабочего места, взяли в руки телефон и как долго на самом деле длился ваш обеденный перерыв. Возникает ощущение, что они нарочно хотят убрать вас из коллектива.
Что делать
Если коллеги необоснованно жалуются на вас начальнику, это отличный повод научиться тактично отстаивать свою точку зрения. Если вы уверены в своей правоте, то отстаивайте свою точку зрения без агрессии. Навык ведения переговоров на равных позволит вам донести до руководства истину и оставить о себе положительное впечатление, а преувеличенные жалобы или откровенная ложь ваших коллег со временем вскроются.
Будьте с руководством в открытом диалоге и сохраняйте хорошие взаимоотношения. Выработать их легко, если вы чётко выполняете свою работу и знаете, как создать о себе правильное впечатление. Заслужив доверие босса, вы можете не бояться необоснованных жалоб от коллег. С условием, конечно, что вы действительно порядочно и добросовестно относитесь к своим должностным обязанностям.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)