В России введут отдельные штрафы для электросамокатчиков. Теперь со вкусом административки
«Известия»: штрафы за нарушения ПДД на электросамокатах могут достигать 30 000 рублей. Что и говорить, за самокатчиков взялись по-серьёзному. Минтруд планирует добавить в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) водителей электросамокатов наравне с водителями авто. Потому что по факту скорость у них местами не меньше, а проходимость — больше, особенно на пешеходных дорожках.
Как обстоят дела сейчас
В КоАП есть ответственность для велосипедистов и других участников движения, и самокатчиков обычно причисляли к этой категории. Но формулировка слишком размытая, поэтому не всегда получалось наказать нарушителей. Но даже в таком случае штраф для них совсем смешной — 1500 рублей, а вот вред, который они могут нанести, доходит вплоть до летального.
Что поменяется для водителей электросамокатов
В законодательстве уже появилось такое понятие, как «люди, использующие средства индивидуальной мобильности (СИМ)», куда входят любители электросамокатов, электровелосипедов, гироскутеров, сигвеев, моноколёс и прочих приколов с мотором. С марта 2023 года для них даже прописаны правила дорожного движения. Например, они должны разгоняться не больше 25 км/ч и спешиваться перед пешеходным переходом.
Если электросамокатчики попадут отдельной категорией в КоАП, то:
- они не смогут больше уворачиваться от штрафов;
- штрафы вырастут в размерах.
Что говорят специалисты
Агрегаторы по аренде электросамокатов поддерживают инициативу, отмечая, что ждали этого после введения изменённых ПДД весной. Юристы же говорят, что нужно пойти дальше и определиться со статусом электросамокатчиков. Они могут наносить реальный вред наравне с автомобилистами и мотоциклистами, поэтому стоит и относиться к ним серьёзнее.
1. Нужно ограничить скорость прокатных самокатов до 15 км/ч.
2. Повысить минимальный возраст управления самокатами.
3. Нужно настроить систему идентификации самокатчиков.
4. Для этого можно выдавать им разрешения, которые они будут подгружать в приложения для аренды самокатов, или даже водительские права. Можно расширить категорию М и добавить к мопедам также самокаты. А потом за нарушения можно будет и права отбирать.
5. Размеры штрафов должны быть сопоставимы с автомобильными, например до 5000 рублей за двукратное превышение скорости и 30 000 рублей за вождение в пьяном виде.
6. Можно разработать отряды самокатной полиции по аналогии с конной и мотопатрулём, чтобы они следили за порядком на улицах и тормозили самокатчиков, которые представляют опасность для окружающих и сами останавливаться не собираются.
Но это пока только предложения. В ответе Минтранса, поступившем депутату Александру Якубовскому, говорится лишь, что ведомство «прорабатывает вопрос о внесении в КоАП изменений в части установления административной ответственности для лиц, использующих для передвижения СИМ». А конкретики никакой не говорится.
Обязательная регистрация
Идея с правами на самокат не кажется фантастической. В Госдуме хотят регистрировать электросамокаты и другие моторные средства передвижения в первые 10 дней после приобретения. По мысли депутатов, на них будут выдавать госномер, который нужно будет цеплять на устройство. Без номера ездить будет нельзя. Это поможет в будущем находить владельца самоката после нарушения ПДД.
Здесь проезда нет
Опасность электросамокатов понимают все, поэтому их уже запретили на некоторых улицах, а конкретнее — на пешеходных. Ведь владельцы самокатов приравнены к водителям авто и очень далеки от пешеходов.
Поэтому же для них и хотят ввести более строгое ограничение скорости — до 15 км/ч. Но не везде, потому что на электросамокатах многие доезжают до работы вместо автобуса или электрички, а не просто вокруг клумб во дворе гоняют. Таких россиян не хотят лишать способа передвижения и уже думают над тем, как организовать движение, чтобы всем было удобно.