Уволят и будут правы: как нельзя критиковать начальство и других коллег? 6 ошибок
Эксперт Просвирякова назвала 6 грубых ошибок при критике начальства. Даже довольные своей работой люди временами сталкиваются лбами то с начальством, то с коллегами. И бывает так, что вина руководства или других сотрудников просто очевидна. Но если критиковать не по уму, только наживёте себе лишних проблем, а то и вовсе лишитесь работы. Как правильно, ругать шефа, коллег и подчинённых — «Секрет фирмы» узнал у эксперта.
/imgs/2025/02/27/12/6744859/3c48b75593650a10a2d53d0d2eef0d83de17c2c2.jpg)
© Создано при помощи нейросети chat.qwenlm.ai
Стоит ли критиковать начальство
У работников должно быть право выражать своё мнение и указывать на проблемы. От этого может зависеть успех предприятия. Но это не значит, что критиковать можно как угодно.
Неправильная подача критики может восприниматься как вызов авторитету, личная атака или деструктивное поведение, объяснила в беседе с «Секретом фирмы» эксперт по психологической безопасности на рабочем месте Ирина Просвирякова.
Ошибки при критике начальства
Эксперт перечислила 6 главных ошибок, которые допускают сотрудники при критике
1. Эмоциональность вместо фактов
Когда критика основана на эмоциях («Вы несправедливы!») без конкретных фактов и доказательств, ваше недовольство могут посчитать необоснованным.
«Руководитель, скорее всего, просто уйдёт в оборону, а подходящего решения так и не последует», — отметила Просвирякова.
2. Публичная критика
Не стоит обсуждать ошибки начальства при коллегах или критиковать шефа на общем собрании.
По словам эксперта, это воспримут как подрыв авторитета. В большинстве случаев подобное поведение порождает конфликт, а не решение проблемы.
3. Неконструктивные жалобы
Наверняка вы слышали выражение — «Критикуя, предлагай». Оно как раз подходит в ситуациях, когда нужно пожаловаться руководству или высказать какие-то критические замечания.
«Критика без предложений улучшений выглядит как недовольство ради недовольства и редко воспринимается всерьёз», — отметила эксперт.
4. Игнор контекста
Прежде чем высказать своё недовольство, попытайтесь глубже вникнуть в контекст проблемы — вдруг вы не видите полной картины? Если это так, то есть риск наговорить с три короба и сесть в лужу.
/imgs/2025/02/27/12/6744837/fc97dd9928b6257586cdc36d7e082b07f530cae4.png)
Руководители принимают решения, учитывая множество факторов, которые могут быть неизвестны сотрудникам. Критиковать действия начальства, не понимая всей картины, — распространённая ошибка, которая может подорвать доверие и испортить отношения.
5. Несвоевременная критика
Подумайте, стоит ли высказывать претензии начальству именно сейчас. Возможно, лучше отложить разговор на потом.
«Когда сотрудник высказывает недовольство в стрессовые периоды (например, перед важными переговорами), это лишь усиливает напряжение и снижает шансы на адекватное восприятие обратной связи», — объяснила эксперт.
6. Грубость
Резкость, сарказм, обвинения и агрессивный тон делают критику токсичной — начальству это вряд ли понравится.
/imgs/2025/02/27/12/6744847/c3f6444c0912b91aa45e513e1b2f5058f4436a64.png)
Даже если замечания обоснованы, такой стиль подачи вызовет у руководителя защитную реакцию, а не желание исправить ситуацию.
Как нельзя критиковать подчинённых
Ошибки при критике сотрудников похожи на ошибки при критике начальства. Руководителям тоже не стоит критиковать без предложения решений проблемы, делать публичные замечания и ругать работников чересчур эмоционально.
Но есть ошибки, присущие именно начальству.
1. Игнор достижений
Сложно работать, когда тебя только ругают, а хорошего не замечают.
/imgs/2025/02/27/12/6744850/d82deacaac1b5d17f4335f229a4e0a6e33a257d3.png)
Если сотрудника хвалят редко, а критикуют регулярно, он перестаёт воспринимать замечания как возможность роста. Согласно исследованию Gallup, команды, в которых обратная связь сбалансирована (есть и похвала, и конструктивная критика), демонстрируют на 2,9 раза более высокий уровень вовлечённости.
2. Непоследовательность и двойные стандарты
Бывает, что руководитель предъявляет разные требования к разным сотрудникам или сам не придерживается озвученных стандартов. Такому начальнику доверяют мало, отметила эксперт.
3. Односторонняя критика
Некоторые руководители критикуют, не давая возможности сотруднику объяснить свою позицию. Работник чувствует несправедливость.
«Такой подход формирует в коллективе культуру подчинения, а не сотрудничества», — подчеркнула Просвирякова.
Что делать работнику, когда его очевидно выживают из коллектива? Идти и жаловаться начальству? А как быть, если шеф сам больше не хочет видеть вас в команде, но уволить по статье не хочет или не может? Ответ — здесь.