Опубликовано 14 мая 2023, 14:00

Учёные выяснили, откуда берётся болезнь Паркинсона. Для этого им пришлось кормить червей калом

Исследование: болезнь Паркинсона может вызывать кишечная бактерия. По латыни этот род бактерий называется Desulfovibrio, и именно от их концентрации, по мнению учёных сразу двух университетов Финляндии, зависит проявление заболевания. Для того чтобы проверить свою догадку, на которую исследователей натолкнули результаты предыдущего эксперимента, учёным пришлось как следует изучить несколько образцов человеческого кала и накормить его частицами червей.

Согласно результатам предыдущего исследования, от степени концентрации Desulfovibrio зависела тяжесть симптомов болезни Паркинсона. Поэтому финны решили проверить: а может, эти бактерии и есть возможная причина заболевания?

Дело в том, что наследственность объясняет всего 10–15% случаев происхождения болезни, а другие причины учёные ищут до сих пор. И вот, по-видимому, нашлась одна из них. Впрочем, не всё так однозначно.

Как пишут в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology, выборку исследователи взяли не очень большую: в неё вошли 10 пациентов с болезнью Паркинсона и их здоровые супруги. У каждого из них взяли образцы фекалий, из которых выделили штаммы бактерий Desulfovibrio.

Их учёные скормили генетически модифицированным червям-нематодам, которые могли синтезировать специальный белок α-синуклеин: именно из него состоят так называемые тельца Леви — они скапливаются в мозге у больных Паркинсоном. Оказалось, что черви, съевшие бактерию, синтезировали белок гораздо чаще.

Понятно, что нематоды не люди, и теорию ещё предстоит не раз подтвердить экспериментально. Но учёные надеются, что результаты исследования уже сейчас помогут находить по наличию Desulfovibrio тех, кто рискует заболеть Паркинсоном.

Ранее литовские учёные выяснили, что может на самом деле быть первым признаком болезни Паркинсона. Ещё до тремора и всякого такого.