Опубликовано 29 мая 2023, 23:42
5 мин.

«Троица» раздора. Почему вокруг иконы Рублёва поднялась такая суета, что комментировать пришлось в Кремле

В медиа и соцсетях не утихают разговоры о «переезде» знаменитой иконы Андрея Рублёва «Троица» из Третьяковской галереи сначала в храм Христа Спасителя, а позже — в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры (уже на пмж). Соответствующий указ о передаче ценного образа РПЦ уже подписал президент Владимир Путин. Но несмотря на то, что будущее иконы уже предрешено, работники сферы искусства продолжают бушевать. Рассказываем, что нужно знать об этой истории.

Контекст

До революции 1917 года икона «Троица» Андрея Рублёва (написана в 1411 или 1425-х годах) находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, а после её отправили на реставрацию и передали на вечное хранение в Третьяковскую галерею. Уже к тому времени старинное произведение несколько раз реставрировали, оно чернело и сыпалось, его опять реставрировали. В общем, сохранность была под вопросом. Но при советской власти «Троицу» всё же удалось сохранить, поместив в специальные почти тепличные условия.

В 2008 году реставраторы оценили состояние древнего произведения и пришли к выводу, что его не нужно трогать и оставить в тепличных условиях.

Но как говорится, ничто не бывает вечным. В 2022 году впервые почти за 100 лет икона покинула галерею (до этого её эвакуировали оттуда во время войны): её вывезли в Троицкий собор в Сергиевом Посаде в честь празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского.

«"Троицу" разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь, так, чтобы все желающие приложиться к раке, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, смогли поклониться и иконе», — сообщал местный канал «Вперед. Сергиев Посад».

Увы, даже специальный саркофаг не уберёг канонический образ от повреждений. После того как икону отправили на богослужение в Троице-Сергиеву лавру, на ней обнаружили 61 существенное изменение. Тогда в прессе писали, что «Троица» получила «многочисленные шелушения красочного слоя», пять из которых признали аварийными. Эксперты подтвердили, что это произошло из-за «резкого перепада температурно-влажностного режима», поскольку картина была установлена в неклиматической выставочной витрине.

Теперь специалисты опасаются, что второго путешествия икона уже не переживёт.

Что особенного в этой иконе

Иконописцы в прошлом редко подписывали свои произведения, что усложняет точное определение авторства большинства работ. В ситуации с «Троицей» проще: есть некоторые исторические источники, в которых упоминается не только сама икона, но и её автор.

Во вкладных книгах Троице-Сергиева монастыря, датируемых XVII веком, упоминается документ из 1574–1575 годов. В нём-то и говорится, что «Троица» некогда занимала место в иконостасе Троицкого собора.

Также в «Сказаниях о святых иконописцах», созданных в XVII веке, сообщается о том, что настоятель Троицкого монастыря Никон заказал икону «Троица» Андрею Рублёву. Эти факты позволяют искусствоведам предполагать, что именно Рублёв и есть автор иконы.

Особенность иконы не только в том, что искусствоведы определили её автора, но и в уникальном видении Рублёва. Изображение образа «Троицы» с древних времён представляло сложность для иконописцев.

Будем честны: перенести на холст образ Господа в трёх ипостасях практически невозможно. Именно поэтому иконописцы использовали библейский сюжет из Ветхого завета «Гостеприимство Авраама». По сюжету господь появился перед Авраамом в образе трёх мужей и во время трапезы пообещал ему, что у него скоро родится сын Исаак — родоначальник богоизбранного народа.

Татьяна Стискина
искусствовед, арт-консультант и автор научных и популярных статей об искусстве

Рублёв создал композицию, которая фокусирует внимание зрителя на триединстве Бога, воплощённого в трёх прекрасных ангелах.


Почему икону решили перевезти в монастырь

Икону «Троица» Андрея Рублёва передали Русской православной церкви «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». По крайней мере, так говорится на официальном сайте Московского патриархата.

Легендарную икону выставят 4 июня 2023 года для общенародного поклонения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где оно простоит целый год. Затем икона отправится в Троицкий собор Свято-Троицкой лавры. Соответствующий указ 15 мая подписал президент Владимир Путин.

Правда, решение главы государства одобрили не все. Инициатива вызвала широкий резонанс в обществе. На заседании научно-реставрационного совета Третьяковки обсуждалось состояние иконы, тогда же подписали протокол о том, что её нельзя выносить из галереи.

Татьяна Стискина
искусствовед, арт-консультант и автор научных и популярных статей об искусстве

Очень велик риск повреждения уникальной иконы, если её не будут хранить в подобающих условиях. Аутентичная живопись может быть утрачена, и тогда мы потеряем возможность видеть авторскую живопись Андрея Рублёва.


Впрочем, воспрепятствовали этому переезду не только деятели сферы искусства, но и некоторые священники.

Так, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, протоиерей Леонид Калинин, выразил беспокойство по поводу транспортировки и дальнейшего хранения картины. Он также отметил, что для иконы следует создать «специальную защитную капсулу с инертным газом», в которой «Троица» «будет прекрасно себя чувствовать, где не будет опасности повреждений, грибков, перепадов температуры и влажности».

Татьяна Стискина
искусствовед, арт-консультант и автор научных и популярных статей об искусстве:

Оживлённые споры вокруг этой работы Рублёва понятны, как и желание верующих. Для них это именно икона, которая должна находиться в святом месте. Ситуация вызвала такой резонанс, потому что специалисты из сферы искусства и культуры понимают, что картине нужны особые условия хранения. Они не хотят потерять икону, которая во многом уже стала символом русской иконописи.


Возможно ли создать идеальные условия для картины в монастыре

Искусствовед и арт-консультант Татьяна Стискина сомневается, что в монастыре можно создать идеальные условия для хранения столь древнего произведения искусства.

Татьяна Стискина
искусствовед, арт-консультант и автор научных и популярных статей об искусстве

Для сохранения подобных уникальных произведений нужны особые температурные условия и климатический режим, в том числе режим влажности воздуха. Для этого нужны профессионалы и ответственные непосредственно за это люди. Очень многие иконы и картины были повреждены от копоти свечей, и подобные повреждения портят красочную поверхность. Нельзя в монастыре создать такие условия, как в галерее. Подобное решение может повести к утрате единственной достоверной иконы Андрея Рублёва, в которой он создал новую иконографию и композицию.


Впрочем, В РПЦ пообещали хранить икону в соответствии с требованиями учёных.

«Они будут храниться по тем требованиям, которые нам представят Эрмитаж и Третьяковская галерея», — отметил председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).