Опубликовано 03 декабря 2024, 09:02
2 мин.

Ресторан вынуждает внести депозит за Новый год. Можно ли от этого отказаться — отвечает юрист

Юрист Чельдиева: ресторан не может требовать внесение депозита от клиента. Рестораны всё чаще и чаще прибегают к депозитной системе, особенно перед крупными праздниками, когда планируется полная посадка в залах. Иногда выбор посетителю даже не даётся. «Секрет» разобрался с юристом и ресторатором, что такое депозит в ресторане и можно ли его не платить.

Что такое депозит в ресторане

Как рассказала «Секрету» юрисконсульт Екатерина Чельдиева, депозит — это авансовый платёж, который вносится на счёт заведения. Он не только бронирует столик, но ещё и служит гарантом для заведения, что в итоге расходы окупятся.

Во время ужина посетили могут заказывать блюда и напитки, и их стоимость будет вычитаться из депозита. А если чек превысит депозит, то гостя просто попросят доплатить. По факту это такая предоплата, которую можно внести ресторану.

«Так заведения общественного питания получают гарантию того, что смогут заработать определённую сумму денег, а столик не будет простаивать. Посетителям также удобно использовать депозит, когда хочется быть уверенным в наличии мест или при планировании бюджета на мероприятие».

Однако, по словам специалистки, есть и определённые риски. Ресторан может попросить внести сумму:

  • наличными в кассу и не выдать чек;
  • безналичными на карту сотрудника или владельца.

В таком случае гарантировать посетителю внесение депозита и бронирование столика никто не сможет.

Как депозитную систему объясняет бизнес

Ресторатор Роман Михайлов объяснил, что заведения не хотели вводить депозиты из-за нежелания отпугнуть клиентов, однако заставила необходимость.

«Каждый декабрь мы сталкивались с одной и той же проблемой: гости бронируют столики заранее, иногда за месяц до праздника, а потом просто не приходят. А теперь представьте: продукты закуплены, персонал вышел в ночь, артисты готовы к выступлению. Все ждут полный зал гостей, а половина мест пустует».

Как объяснил эксперт, когда гость вносит предоплату за столик, он уже серьёзнее относится к мероприятию. Вероятность того, что он придёт, — гораздо выше. А если он не появится, что ресторан сможет отбить минимальные траты. Вернуть депозит ресторан может, если гость предупредит о смене планов за 5−7 дней, считает Михайлов.

Роман Михайлов
Ресторатор

«Депозитная система — это компромисс между нашими интересами и интересами гостей. Она позволяет нам планировать праздник, быть уверенными, что каждый столик будет занят, а продукты не пропадут зря. И она даёт гостям уверенность, что их вечер будет идеальным, без сюрпризов и разочарований».


Обязательно ли платить депозит в ресторане

По словам юристки Чельдиевой, депозитная система может быть лишь бонусом, от которого можно отказаться. Принуждать к его уплате ресторан не может.

«Закон запрещает обуславливать приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением иных, а также ограничивать потребителей в выборе способа и формы оплаты счёта».

По словам специалистки, клиент может не участвовать в депозитной системе и ресторан не может отказать ему в обслуживании. А если гость согласится заплатить, но в итоге потратит меньше депозита, то заведение должно вернуть ему разницу.

Можно ли вернуть депозит в ресторане

Бывают и такие случаи, что планы на вечер могут внезапно поменяться и уже не до ресторанов. Тогда заведение должно вернуть депозит за вычетом своих понесённых расходов. Удерживать полную сумму ресторан не имеет права, заявила эксперт Чельдиева.

Екатерина Чельдиева
юрисконсульт

«Условия о невозвратных депозитах неправомерны. Потребителю следует написать заявление о возврате денег и передать его сотрудникам заведения. Если же ресторан или кафе отказываются возвращать депозит, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в Роспотребнадзор, а также в суд».


Ранее Роспотребнадзор рассказывал, как выбрать хороший ресторан для новогоднего вечера. С советами специалистов можно ознакомиться здесь.