secretmag.ru
Опубликовано 16 октября 2023, 17:55
10 мин.
Реклама

Потеряли 800 000 рублей из-за молчания. Почему нельзя недооценивать фидбэк сотрудников

Выслушивать замечания иногда бывает болезненно, но в бизнесе это порой абсолютно необходимо — особенно если вы не хотите столкнуться с текучкой кадров и плохими отзывами уже в паблике. Мариам Гордиашвили, соосновательница AppRaise, на примере своей компании рассказывает о том, как культура обратной связи помогает сократить расходы на найм и удержать ключевых сотрудников. Чек-лист по внедрению культуры фидбэка прилагается.

erid: 2sHEdXsnyWv4d8cjYkaqWEfzS8pG3vB4gi9ZZN3NWKLQ1Sj2pGMP1YfS

Обратная связь — мощный инструмент для увеличения результативности работы команд. Сейчас основой корпоративной культуры во многих современных компаниях служит открытая коммуникация, где каждый может похвалить коллегу или дать ему корректирующий фидбэк, «подсветив» возможную зону роста. Тем не менее так было не всегда.

«Мы не сразу осознали, что нужно сместить фокус с достижения результатов на людей и на то, как они общаются между собой, насколько честны друг с другом»,— рассказывает Мариам Гордиашвили историю AppRaise. — «Команда, в которой люди не могут друг другу сказать, что их не устраивает, поблагодарить за помощь, не будет побеждать. Пришлось пройти болезненный путь, чтобы это понять».

Ошибка ценой в целый отдел

Всё началось ещё с компании «Правовед.ru», материнской компании AppRaise. Однажды отдел, который всегда показывал блестящие результаты, внезапно принёс заявления об увольнении практически полным составом. Закономерно встал вопрос: что не так?

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

При проведении exit-интервью мы выяснили, что, оказывается, сотрудники чувствовали себя недооценёнными, не видели возможностей роста, не получали поддержку и страдали от микроменеджмента. Руководитель демотивировал команду, выстраивая общение в токсичной манере, что привело к массовым увольнениям. Замечая только результат, мы не придавали значение тому, как он достигается.


Отсутствие открытого диалога стоило команде более 800 000 рублей.

Такая сумма вышла из подсчётов затрат на найм сотрудников, их онбординг и простой направления в течение двух кварталов: пока нанимали, отсеивали, адаптировали, обучали. И это было ещё не всё.

Как выяснилось чуть позже, кейс, когда руководитель не справлялся со своими управленческими функциями — не единственный. И во многом такое происходило из-за недооценённости или неправильного применения формата встреч 1:1 — так называются неформальные регулярные встречи между сотрудником и руководителем/тимлидом.

По идее, наедине с руководителем можно откровенно поговорить о любых рабочих нюансах, развитии, атмосфере в команде, компании, стиле управления. Но практически все тимлиды проводили встречи со своими сотрудниками в таком формате нерегулярно, а если они и были, то больше напоминали обсуждение возникших проблем при решении рабочих задач. И нередко сопровождались порцией отборной критики в адрес сотрудников.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Талантливые специалисты не получали системную обратную связь месяцами, выгорали и, как следствие, прощались с нами. Запросив хоть раз фидбэк на тимлида, мы могли изменить ситуацию, избежать финансовых и кадровых потерь. Когда набралась критическая масса инцидентов, к СЕО пришло понимание, что нужно что-то кардинально менять.


Открытость и обратную связь зафиксировали как базовые ценности компании. Прежде всего, HR стали набирать сотрудников, которые уже обладали этой компетенцией. Однако и этого было недостаточно. И тогда руководство решило действовать системно.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Набор таких людей не приводил к значительным результатам. Необходим был инструмент и системный подход. Мы не нашли подходящий для нас вариант на рынке и разработали собственное решение — AppRaise.


Что такое эффективная обратная связь

Мы привыкли к тому, что обратная связь делится на позитивную (похвала) и негативную (критика). Часто похвала выражается скупым и неконкретным «круто», «молодец», «всё здорово». Критика же прилетает в форме «всё плохо», «сколько можно допускать одни и те же ошибки», «зачем ты мне вообще нужен». Но можно ли считать такой фидбэк эффективным? Мариам Гордиашвили уверена, что нельзя.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Когда даём такую обратную связь, мы не конкретизируем, за что хвалим или ругаем. Особенно это касается негативной обратной связи. Человек не понимает, что именно ему нужно изменить в своем поведении. И, как следствие, совершает одну и ту же ошибку снова и снова.


Гордиашвили отметила, что в её компании приняли решение вовсе не использовать термин «негативная обратная связь» из-за его смысловой нагрузки. По её словам, термин «корректирующий фидбэк» куда лучше отражает ценностное содержание обратной связи.

В чём принципиальное отличие эффективного фидбэка

Эффективный позитивный фидбэк выделяет, за что именно руководитель хвалит сотрудника. Что он сделал, какие качества проявил? Вот простой пример:

«Давно хотел поблагодарить тебя за помощь в подготовке презентации для инвесторов. Несмотря на твою загруженность, ты нашёл время, чтобы помочь со срочной задачей. Спасибо за то, что ты всегда спокойно реагируешь на просьбы и можешь ответить на любой вопрос».

Такой фидбэк мотивирует на достижение лучших результатов. А если сделать его ещё и публичным, например, отправить в общий чат компании, это поможет и другим сотрудникам понять, какая модель поведения поощряется и приносит результат.

Эффективный корректирующий фидбэк указывает на непродуктивную модель поведения и связывает её с результатами работы. Конкретизирует, что нужно сделать сотруднику в будущем, чтобы исправить ситуацию. Например:

«У тебя крутые идеи по продукту и новым фичам. При этом я бы хотел, чтобы ты начинал день с планирования и расстановки приоритета. Иначе вся наша команда потеряет фокус. Рассчитываю на тебя».

Корректирующий фидбэк делает акцент не на ошибках, а на конкретных шагах. Он легче воспринимается, его готовы конструктивно обсуждать. Как показали результаты исследования Мельбурнской школы бизнеса, чем больше фидбэк сосредоточен на будущих действиях, тем выше заинтересованность сотрудника в позитивных изменениях.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Советую изучить различные техники о том, как давать качественную обратную связь. Мы, например, используем COIN и Start-Stop-Continue.


Как фидбэк влияет на вовлечённость сотрудников

В компаниях, где руководитель даёт регулярный и корректный фидбэк, количество вовлечённых сотрудников составляет 61%, а невовлечённых — 1%. Такое наблюдение сделали эксперты Института Гэллапа, ведущего института общественного мнения, проведя соответствующее исследование.

Исследователи также пришли к выводу, что худшая стратегия, которую можно выбрать при работе с персоналом, — не давать вообще никакого фидбэка. Сотрудники теряют мотивацию, а компания — деньги.

Как внедрить культуру обратной связи. Алгоритм

Многие и без того знают, что фидбэк важен и что он влияет на результаты работы команд. Но с тем, чтобы сформировать культуру обратной связи, у большинства компаний и руководителей наблюдаются серьёзные проблемы

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Как бы красиво это ни было описано в книге от CEO Netflix No Rules Rules, внедрение культуры обратной связи — одна из самых сложных задач, которая может встать перед компанией. Большинство эйчаров такой проект подкашивает. Ведь чаще всего его внедряют не в профилактических мерах, а когда уже есть совокупность проблем (текучка кадров, сложности во взаимодействии команд, ссоры, негатив, обиды и т. д.).


По словам Гордиашвили, первое, что нужно сделать, — обсудить с ключевыми руководителям, или топами, как они относятся к культуре обратной связи. Прежде чем взяться за перестройку корпоративной культуры, нужно узнать у них ответы на следующие вопросы:

  • Запрашиваете ли вы у сотрудников корректирующую обратную связь на себя? Если нет, готовы ли начать это делать?
  • Готовы показаться своей команде неидеальным?
  • Сможете без негатива, ссор и обид воспринимать корректирующий фидбэк?
  • Готовы ли своим примером показывать команде, что фидбэк важен?

«Руководство и тимлиды должны стать единомышленниками, амбассадорами культуры фидбэка. Если топы сопротивляются, внедрить фидбэк невозможно», — убеждена Мариам Гордиашвили.

Чтобы обосновать необходимость внедрения культуры обратной связи, можно провести опрос и среди сотрудников компании:

  • Насколько часто вы обмениваетесь фидбэком с коллегами?
  • Получаете ли фидбэк от руководителя?
  • Хотите получать фидбэк чаще или всё устраивает?
  • Что мешает самому делиться и использовать фидбэк в работе?

Когда так впервые сделали в AppRaise, выяснилось, что почти 50% сотрудников получает позитивный и корректирующий фидбэк реже одного раза в месяц, а 80% руководителей и 44% сотрудников хотели бы больше получать как позитивный, так и корректирующий фидбэк. Идти к СЕО и тимлидам с такими цифрами для обозначения проблемы стало намного проще.

Второй шаг — гарантировать безопасную среду. То есть объяснить команде, что у неё есть право на ошибку, за которую не накажут, не уволят и не оштрафуют. Если сотрудник даст корректирующий фидбэк, он не столкнется с руганью и обидой, а, наоборот, увидит желание разобраться в ситуации.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Соберитесь с сотрудникам и поговорите о том, что профессионал не может развиваться в вакууме, без мнения тех, с кем он работает. Донесите до команды, что корректирующий фидбэк — это источник развития, он нужен для того, чтобы подсказать и помочь, а не критиковать и самоутверждаться за счёт других.


Третий шаг — давайте публичный фидбэк. И тут важнейшее правило — таким фидбэком может быть только позитив. Через положительную обратную связь приучать сотрудников к ежедневной обратной связи намного проще.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Приведу кейс из практики. Для того чтобы внедрить фидбэк в культуру компании, мы запустили Feedback Friday Challenge. Суть челленджа: ставим цель, например, 20–30 позитивных публичных фидбэков в общем канале, а затем награждаем самых активных (кто больше всего получил фидбэка, дал его или первый раз присоединился к челленджу).

Наградой может выступать сертификат в популярный маркетплейс, ящик экзотических фруктов или что-то ещё. Спустя несколько таких челленджей, мы заметили, что помимо позитивных фидбэков повысилось количество и корректирующих. Научив команду говорить «спасибо», мы сформировали привычку давать любую обратную связь.


Фишка публичного фидбэка в том, что помимо хорошего настроения вы распространяете и закрепляете поощряемое поведение на остальную команду.

Четвёртый шаг — вычисление индекса лояльности (NPS) по сервисным подразделениям (юридический отдел, бухгалтерия, сисадмины и т. д.). Почему это важно? У таких отделов заказчик — не только СЕО, гендиректор, но и все сотрудники компании. Важно проводить командную оценку таких подразделений, чтобы не нарваться на системное недовольство важных сотрудников своей работой.

Потеряли 800 000 рублей из-за молчания. Почему нельзя недооценивать фидбэк сотрудников

© AppRaise

Здесь AppRaise и сами поначалу совершили ошибку. Руководителя не удовлетворяли результаты юридического отдела, и, чтобы исправить это, решили внедрить командную оценку. Однако в компании сильно поторопились, сделав её не анонимной.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Сотрудники боялись давать честный фидбэк, чтобы не испортить отношения с коллегами, и, как следствие, мы получили необъективные данные. Чуть позже исправились: запустили анонимный NPS-опрос. Вместе с оценкой мы получили ещё и комментарии. С ними руководитель уже мог работать, составлять план индивидуального развития.


Потеряли 800 000 рублей из-за молчания. Почему нельзя недооценивать фидбэк сотрудников

© AppRaise

Всего за один квартал лояльность среди сотрудников выросла на 24 процентных пункта, с 17% до 41%. Это ещё далеко не предел мечтаний, но уже уверенная база, с которой можно работать.

Пятый шаг — фиксируйте фидбэк. Без фиксации фидбэк — ничто. Если систематически не заниматься его сохранением, есть риск потерять проделанную работу.

Согласно внутреннему исследованию AppRaise, 20% руководителей не фиксируют обратную связь вообще, 45% — в Word и Excel.

Человеческая память работает так, что мы отчётливо помним лишь две последние недели своей жизни. Поэтому, если не фиксировать обратную связь, возвращаясь через месяц-два к сотруднику на 1:1 встречу, руководитель будет оперировать уровнем ощущений и общими фразами, а не конкретными фактами.

Мариам Гордиашвили
соосновательница AppRaise

Принимать решение о повышении или увольнении сотрудника ещё сложнее. Поэтому я рекомендую использовать инструменты, которые позволяют вам такую информацию накапливать. Сейчас мы храним всю историю фидбэков в AppRaise. Их можно отфильтровать по датам, видам фидбэка и людям. Это помогает готовить темы для обсуждения с сотрудниками буквально в два клика.


Потеряли 800 000 рублей из-за молчания. Почему нельзя недооценивать фидбэк сотрудников

© AppRaise

Внедрение системы AppRaise позволило компании выявить зоны роста, связанные как с конкретными сотрудниками, так и со службами, процессами и условиями работы. А благодаря фидбэку и его фиксации компании удалось научить сотрудников готовить повестки для 1:1 встреч без муторных разборов задач и бессмысленной критики, привить культуру качественной обратной связи, избегая «молодец, всё хорошо, продолжай в том же духе».

У AppRaise существует и демо платформы, где специалисты показывают возможности и интерфейс продукта, узнают, какие задачи стоят перед компанией в плане работы с корпоративной культурой и удержанием персонала, и помогают подобрать подходящее решение.

Так что, как бы ни казалась сложна задача полностью изменить корпоративную культуру обратной связи, попробовать это сделать сегодня можно без особых усилий. Получится или нет — зависит в большой степени от личной воли руководителей. Но, если даже не пытаться и закрывать глаза на проблемы в коллективе, рано или поздно придётся пожинать плоды этого в виде потерь — и денежных, и человеческих.


Реклама. Рекламодатель: ООО «Правовед.ру Лаб»