Опубликовано 23 августа 2024, 08:03
2 мин.

Себе посвети! Почему на автомобили не стоит ставить фары получше и когда это может обернуться штрафом

Автоэксперты напомнили о штрафах за установку новых фар на машины. Иногда фары автомобилей плохо светят. Это обычное дело для бюджетных автомобилей, особенно если их возраст перевалил за десяток лет. И владельцам хочется поставить новые, помощнее и поярче. Но если так сделать, можно нарваться на неприятности с ГАИ. Рассказываем, почему сложно легализовать такой тюнинг и как улучшить свет фар без заморочек.

Что нужно сделать, чтобы заменить фары

Если владелец машины просто меняет заводскую фару на такую же, но новее, — всё нормально. Закон этого не запрещает, а инспекторы ГАИ даже и не заметят.

Другое дело, если меняется класс источника света. Например, фары были галогеновые, а поставили ксеноновые — это уже не просто замена детали, а, говоря бюрократическим языком, «внесение изменений в конструкцию автомобиля». Так написано в Техническом регламенте Таможенного союза.

Самовольно вносить такие изменения запрещено. Ответственность за подобное «кулибинство» — штраф 500 рублей. Но самое неприятное даже не это.

Дмитрий Кашинцев
замгендиректора юрфирмы «Зелёная защита»

Инспектор, обнаруживший в конструкции автомобиля незаконные изменения, выпишет требование об их устранении или регистрации. Данные о выявленном нарушении и предъявленном автовладельцу требовании сохранятся в базе ГИБДД. Срок исполнения требования — 10 дней. Если не выполнить, регистрацию автомобиля прекратят, использовать транспортное средство по прямому предназначению автовладелец не сможет.


Чтобы узаконить новые фары, нужно пройти процедуру регистрации. Она если не сложная, то хлопотная. Кашинцев считает, что проще снять мощные фары и поставить, какие были.

Как зарегистрировать фары другого класса. Инструкция
  1. Получить заключение предварительной технической экспертизы. Его должна дать организация, включённая в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.

  2. Получить разрешение ГИБДД на изменения в конструкцию. Заявление о внесении изменений в конструкцию можно подать через Госуслуги. Это бесплатно. К заявлению нужно приложить копию паспорта водителя и заключение предварительной экспертизы.

  3. Внести нужные изменения. При этом переоборудовать машину можно и самостоятельно, главное — сохранить сертификаты соответствия на каждую деталь.

  4. Получить протоколы проверки безопасности ТС: снова обратиться в испытательную лабораторию. Там оценят результат изменений и выдадут протокол проверки безопасности конструкции авто. Без протокола внести изменения в ПТС не получится.

  5. Пройти техосмотр. Всё то же, что и на обычном ТО, но при себе надо иметь разрешение на внесение изменений в конструкцию от ГАИ и протокол проверки безопасности конструкции, который выдала испытательная лаборатория. На обратной стороне диагностической карты будет прописано, какие изменения внесены в конструкцию авто.

  6. Получить в ГИБДД (отдел технического надзора) свидетельство СКТС (свидетельство о соответствии ТС требованиям безопасности с учётом внесённых в его конструкцию изменений). При себе иметь декларацию производителя работ, протокол проверки безопасности, диагностическую карту, разрешение на переоборудование. Машину обязательно нужно привезти на осмотр. Также перед визитом в ГИБДД нужно оплатить госпошлину.

  7. Внести изменения в ПТС и СТС.

  8. Пройти процедуру регистрации автомобиля для внесения изменений в данные транспортного средства в течение десяти дней после получения СКТС. На этом этапе понадобятся:

  • свидетельство соответствия безопасности;
  • ПТС;
  • СТС;
  • ОСАГО.

Как улучшить свет старых фар

Улучшить свет фар без лишних процедур и вопросов со стороны ГАИ можно вполне легально. Так, водители могут заменить оригинальные лампы более мощными, используя сертифицированные в стране источники света (например, галогенные лампы с повышенной яркостью), говорит управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.

Кроме того, улучшить свет потускневших или покрытых царапинами фар можно при помощи полировки и нанесения защиты специальными средствами.

Также можно просто проверить и отрегулировать положение фар — вдруг что-то сбилось.

«Конечно, делать это будет далеко не каждый водитель, поскольку многие привыкли вносить конструктивные изменения без соответствующего узаконения. Но нужно помнить, что такие действия могут привести не только к штрафу, но и спровоцировать ДТП, если, например, ослепить слишком ярким светом фар водителя, движущегося во встречном направлении», — предупредила Франк.