secretmag.ru
Опубликовано 26 декабря 2022, 22:54
7 мин.

«Нет времени даже в туалет отойти». Курьеры из «Яндекса» рассказали о тёмных сторонах своей работы

В конце декабря курьеры из «Яндекс.Еды» объявили о забастовке в Москве и Санкт-Петербурге из-за плохих условий работы. Сотрудники заявили, что платят им несправедливо мало, обвинили сервис в монополизации рынка и потребовали уменьшить зону доставки. Что ещё тревожит курьеров, сколько они сейчас зарабатывают и за что получают штрафы — в монологах доставщиков.

«Нет времени даже в туалет отойти». Курьеры из «Яндекса» рассказали о тёмных сторонах своей работы

© Станислав Красильников/ТАСС, Unsplash/Dima Pechurin, Ricardo Gomez Angel, Unsplash License, pngwing.com

Евгений (имя изменено), Тамбов

Работаю курьером около года, но не в «Еде», а в логистическом парке-партнёре «Яндекса». Примерно по 7 часов, маршрут более 13 км. Платят не очень много, всё зависит от заказа и спроса. В летнее время работать было хорошо. Сейчас всё очень сильно изменилось (не в пользу курьеров). Теперь нет бонусов за выполнение заказов (раньше за три заказа сверху доплачивали 80 рублей). Кроме того, убрали минимальную оплату в размере 120 рублей за заказ, теперь расчёт только по тарифам. И, собственно, из-за этого снизился доход. Если летом я получал более 750 рублей за 4 часа работы, то сейчас за такую работу платят до 400 рублей.

Плюс добираться до клиентов стало проблематично из-за погоды. Тяжело и опасно выполнять заказы — холод, лёд. И мотивации уже нет работать дальше.

Вакансия, по которой я откликался, предполагала зарплату до 100 000 рублей в месяц. Но я никогда не отрабатывал целый месяц, в основном неделю-две. Больше 20 000 рублей не зарабатывал, в основном меньше.

В Москве и Санкт-Петербурге выше ставки, а в регионах… всё печально.

Думаю, что буду менять работу. Появились новые цели, хочу набраться больше опыта и попробовать себя в других направлениях.

Дмитрий (имя изменено), Москва

На позиции курьера я примерно 2,5 года. Работаю по 6–12 часов. Сейчас платят около 100 рублей в час. Динамика по выплатам, конечно, отрицательная, год назад платили больше.

Самое сложное в работе — это тайминг. Нам дают очень мало времени на доставку, добраться до клиента за такой интервал практически нереально, а в снегопад и вовсе невозможно работать. Пешие курьеры должны ходить, а нам приходится бегать… и очень быстро. Нет времени даже в туалет отойти. Собственно, именно за нарушение тайминга в основном штрафуют. За каждые 5 минут опоздания минусуют 15 рублей.

Я ещё часто получаю штрафы за отсутствие термосумки. Даже если в заказе гвозди, проволока или электродрель — всё равно прилетает штраф за отсутствие сумки в размере 10–30% (смеется*). До сих пор не понимаю, как они это рассчитывают и чем вообще руководствуются.

Если говорить о работе с клиентами, тут тоже бывают непростые ситуации. Однажды я доставил заказ, а клиент потом обратился в службу с жалобой, что его он якобы не получил. Нагло соврал. Сейчас в этой ситуации разбирается служба безопасности.

В среднем доход около 10 000 рублей в месяц, если быстро бегать каждый день — 30 000 рублей.

Конечно, я планирую уходить.

Александр (имя изменено), Москва

Мне сложно говорить о том, как изменилась работа в компании, так как я здесь всего месяц. Работаю по 5 часов в день, за это время наматываю 20–40 км.

Платят меньше, чем обещали. Я как-то считал, что за 10-часовой рабочий день можно заработать 3000 рублей.

Физический труд меня не пугает, основная сложность сейчас — погодные условия. Ну и конечно, штрафы за опоздания. Времени на дорогу от ресторана до клиента дают слишком мало, а потом урезают зарплату за опоздания. А недавно меня очень жёстко подставил клиент.

Я всегда и всем отдаю заказы, но какой-то умник решил отменить заказ и написать в поддержку, что я якобы до него так и не дошёл. Проблема в том, что я никак не смогу доказать, что я отдал ему эту посылку. Я всего лишь курьер, а компания всегда на стороне клиентов, даже когда те не правы. И теперь мне придёт штраф.

Я бы хотел устроиться на другую работу, но выбор невелик, так как я несовершеннолетний. А подрабатывать где-то нужно.

Иван (имя изменено), Санкт-Петербург

В «Яндекс.Еде» уже давно — 2,5 года, но с большими перерывами. Я студент, поэтому работаю не каждый день, но стараюсь выходить минимум на 10 часов, иногда и больше. Средний дневной маршрут — 50 км.

Честно, уже не вспомню, какую зарплату мне обещали, но зимой всегда выходит больше, чем летом. Остальные факторы на доход почти не влияют. Штрафы прилетают часто. Иногда просто так из-за технических проблем приложения — к этому будьте готовы.

В работе есть свои сложности зимой. Но основная проблема, на мой взгляд, это работа службы поддержки. Общение компании с курьерами не налажено.

В поддержке могут абсолютно наплевательски относиться к вашим проблемам, неделями игнорировать письма, а по-другому связаться с ними невозможно.

Если возникает спорная ситуация, нужно заполнять специальную форму обратной связи, то есть писать письма, прикладывать какие-то доказательства. За 2 года работы мне ни разу так и не перезвонили. Ответ в письменной форме пришёл только один раз — когда он мне уже и не требовался (смеется*).

Самый максимальный штраф мне прилетел за невыход в плановый слот — 1550 рублей. Если берешь слот и отказываешься работать, то потенциальный заработок автоматически превращается в штраф. А я ведь просто не смог открыть слот из-за плохой работы приложения.

К слову, приложение — это отдельная боль курьеров. Оно постоянно глючит и мешает работать. Штрафы, выписанные из-за вот таких лагов, мне так и не аннулировали. Я уже на них забил. Единственное, что я могу сделать, это снизить шанс на получение новых штрафов.

Работаю теперь только на свободном слоте, ну, то есть захотел — начал работать, устал — закрыл слот и поехал отдыхать. Стараюсь не пропускать заказы, за это тоже штрафуют. По сумме точно не скажу, но, думаю, от 20 до 100 рублей за заказ.

Я работаю только в холод, поскольку зимой много бонусов и высокий спрос на курьеров. Сейчас по тарифу минималка 250 рублей в час на плановом слоте, то есть 3500 рублей, не учитывая бонусов, заработать можно.

Работу в ближайшее время менять не планирую. Как подработка меня вполне устраивает. Плюсов всё же больше.

Геннадий (имя изменено), Санкт-Петербург

Работал в «Яндексе» чуть больше месяца. В среднем по 9–12 часов в день. В рекламных постах писали, что можно заработать 100 000 рублей в месяц. Но оказалось, что для этого нужно пахать совсем без выходных. По факту за неделю я получал 5000–8000 рублей. Ни о какой сотке за месяц речь не шла.

Были штрафы. Если опаздываешь на заявку — 2 рубля за минуту. А как не опаздывать, если, например, плохие погодные условия. Компания не увеличивает время на доставку в снегопад, гололёд или дождь. Условно на полтора километра даётся 15 минут. И вот едешь ты зимой с тяжеленным рюкзаком. Попробуй не опоздать.

Самое сложное в работе — нагрузка на спину, нехватка курьеров и большое количество заказов. Но так, наверное, во всех службах доставки.

А ещё сложно выбить себе подходящее время работы. Нужно еженедельно бронировать смены на следующую неделю. Однако доступ к ним в первую очередь дают тем, у кого лучше статистика. Но даже когда удаётся добраться до расписания смен, приложение может начать тупить. Всё из-за того, что курьеры работают через «таксометр» — приложение для таксистов. Отдельного ПО для курьеров у них нет.

Ушёл, потому что платят мало.


С другой стороны.

В пресс-службе агрегатора поясняли, что заработки курьеров, сотрудничающих с сервисом, за 2022 год выросли в среднем на 30% и «доход в Москве и Санкт-Петербурге в среднем составляет 350–450 рублей в час». При этом в компании уточнили, что в декабре традиционно огромный спрос, и курьеры зарабатывают больше всего. «Поэтому уже сейчас на доставки выходит рекордное количество курьеров за весь осенне-зимний период, и с каждой неделей их количество только растет»,— отметили в компании.

пресс-служба компании «Яндекс Еда»

«Яндекс. Еда» фокусируется на доставке заказов из магазинов продуктов и ресторанов, поэтому термокороб — обязательная часть экипировки курьера. Его бесплатно выдают вместе с другими элементами перед стартом сотрудничества с курьером. На сервисе есть фотоконтроль экипировки, курьер может приступить к выполнению заказов только после его прохождения.

В сервисе есть простые и прозрачные стандарты, с которыми курьер ознакомлен и принимает перед началом сотрудничества. Плановые слоты курьеры разбирают заранее — они видят точку старта, длительность и размер гарантированного дохода. Снять такой слот можно самостоятельно за 24 часа. Если курьер заболел, он может снять слот и день в день, также через поддержку. Эти правила помогают вовремя возвращать в систему невостребованные слоты, и их могут занять другие курьеры, которые планируют выйти на доставку и зарабатывать. Принимать заказы — ещё один стандарт сервиса. Если курьер пропускает заказы слишком часто — это влияет только на его отчёт по качеству. Кроме того, может включиться функция автоприёма заказа. Это происходит автоматически, но только в том случае, если партнёр нарушает стандарты и намеренно избегает заказов, чтобы получать только минимальную гарантию (это довольно распространённый способ фрода, как и подмена GPS-координат).

В среднем на выполнение заказа даётся на 20% больше времени, чем фактическое по навигатору. При расчёте времени доставки алгоритмы учитывают расстояние, дорожные условия (например, наземные переходы), сезонность (снегопады, ливни) и другие параметры. Если курьер видит, что времени по таймеру меньше, чем по навигатору, — нужно сделать скриншот и отправить в поддержку. При технических сбоях приложения мы компенсируем курьерам простой.


UPD от 27 декабря: добавлен комментарий пресс-службы компании «Яндекс Еда»

Коллаж: «Секрет фирмы», Станислав Красильников/ТАСС, Unsplash/Dima Pechurin, Ricardo Gomez Angel, Unsplash License, pngwing.com