Как сэкономить на платных дорогах? Эксперт назвал 4 способа
Эксперт по перевозкам Зверев: выгоднее всего ездить по платным дорогам с транспондером. Каждый год в России увеличивается количество и протяжённость платных автодорог, а вместе с этим и число тех, кто ими пользуется. На весенние и летние праздники многие захотят прокатиться по родной стране. Целесообразно ли путешественникам платить за проезд ради экономии времени, сколько это стоит и можно ли оптимизировать расходы? «Секрет» узнал у коммерческого директора Trucker Анатолия Зверева, как сэкономить не только время, но и деньги.
Зачем нужны платные дороги
Стимул для строительства
Система платных дорог мотивирует государство и частные компании строить автомагистрали, которые выступают основой не только эффективных грузоперевозок, но и комфортных и более безопасных путешествий по стране. Всё благодаря тому, что она позволяет компенсировать затраты на развитие дорожной инфраструктуры скоростных трасс.
Зачем ещё нужны платные автомагистрали, кроме как для стимулирования строительства?
Экономия времени
Главное — это экономия времени. Ездить быстрее могут обычные люди, которым нужно по работе регулярно перемещаться между регионами, путешественники, а также перевозчики грузов.
Высокую скорость обеспечивают сразу несколько факторов.
- На таких дорогах нет населённых пунктов, а значит, можно ехать со скоростью 110—130 км/ч на всём протяжении трассы.
- Плата за проезд выступает как фильтр, и многие авто предпочитают выбирать другие маршруты — это снижает вероятность заторов.
- Платные дороги в целом более безопасны. За дорожным полотном хорошо ухаживают, на нём редко можно увидеть выбоины, ямы и мусор — значит, меньше риск проколоть колесо и попасть на большой скорости в ДТП по сравнению с обычными дорогами. К тому же на платных магистралях работают аварийные комиссары — к ним можно обратиться, если в дороге случится поломка авто или резко закончится бензин.
- Наконец, ехать по платной дороге просто приятно. Не нужно постоянно следить за знаками, сбрасывать и набирать скорость, беспокоиться о том, чтобы на трассу не выскочил человек или не выехала машина со второстепенной дороги. Это делает вождение не таким утомительным. Можно ехать в комфортном темпе, а высокая скорость при качественном дорожном полотне даже не заметна.
Вот что стоит учитывать, чтобы езда по платной дороге прошла без проблем.
- Так как скорость на такой трассе плохо ощущается, важно регулярно проверять спидометр. Даже разрешённые в некоторых местах 130 км/ч можно незаметно для себя превысить — а это и небезопасно, и нарушает ПДД.
- На автомагистралях заправки встречаются не столь часто, как на обычных дорогах. Стоит убедиться, что бензина достаточно — лучше наполнить бак до конца перед съездом на платную дорогу.
- Останавливаться на платных дорогах нельзя. Для отдыха есть специальные площадки и карманы — о приближении такой зоны подскажет соответствующий дорожный знак.
Борьба с пробками
Но платные дороги — это не только магистрали. Участки, по которым можно быстрее проехать за деньги, бывают и в пределах городов. В России платные городские участки дорог есть в Москве (Московский скоростной диаметр, проспект Багратиона) и Санкт-Петербурге (Западный скоростной диаметр). Их построили для того, чтобы разгрузить ключевые шоссе и уменьшить количество пробок.
О том, что построенный маршрут содержит платные участки, вам сообщит навигатор в картах.
Кто может не платить за проезд по платной дороге
Существуют льготные категории граждан и транспорта:
- общественный транспорт (кроме такси и междугородних автобусов);
- спецтранспорт: скорые, пожарные, полиция;
- автомобили Почты России;
- школьные автобусы;
- региональные льготники (например, для жителей Москвы и МО проезд по МСД бесплатный, а для транзитных автомобилей — платный);
- .
Как оплатить проезд по платной дороге
Ездить по платным дорогам можно тремя способами:
- оплачивать каждый пройденный участок дороги на кассе;
- установить транспондер;
- купить абонемент.
Оплата на кассе
Оплата на кассе подойдёт тем, кто совершает поездки нечасто и готов тратить время на очереди у кассы, собственно оплату, получение чека и разгон. Зато этот способ универсальный — оплачивать проезд можно всеми доступными вариантами: наличными, по карте, QR-коду, бонусами и так далее.
Транспондер
Транспондер — это устройство, которое устанавливается на автомобиль и автоматически списывает сумму платежа за проезд по платной дороге. В России есть четыре оператора платных дорог («Магистраль северной столицы», «Новое качество дорог», «Северо-Западная концессионная компания» и «Автодор — платные дороги»), и каждый выпускает свои транспондеры.
Купить устройство можно на сайте оператора, в центрах обслуживания клиентов, на маркетплейсах, у кассиров в пунктах оплаты на трассах и на заправках. В среднем они стоят 4000–5000 рублей в зависимости от серии.
Если на автомобиле нет транспондера, то при проезде через камеры на платной дороге они считывают ваш номер авто — и выставляют счёт, который нужно оплатить в течение пяти дней. Если не успеть в этот срок, водителю будет грозить штраф — 5000 рублей. Правда, штраф аннулируется, если оплатить задолженность в течение 20 дней.
Транспондер пригодится тем, кто много ездит по платным дорогам и не хочет отвлекаться на оплату, стоя в очереди и снижая скорость. А ещё транспондер позволяет оплатить проезд по Московскому скоростному диаметру. К тому же современные платные дороги строят так, что на них уже не предусмотрены шлагбаумы и пункты оплаты. К примеру, они отсутствуют на МСД, ЦКАД и трассе М-12.
Тем, кто регулярно пользуется этими трассами, удобнее пользоваться транспондером — пополнять счёт заранее и не беспокоиться о неоплаченном проезде, за который может прийти штраф.
Абонемент
Абонемент — это фиксированное число поездок в определённый промежуток времени. Чаще всего выступает одной из опций транспондера: водитель кладёт нужную сумму на счёт, а затем списывает её в качестве оплаты за абонемент. Такой способ оплаты подойдёт тем, кто часто ездит одним и тем же маршрутом.
Как сэкономить на проезде по платной дороге
С помощью транспондера
Тарифы при езде с транспондером могут быть ниже, чем базовые — дисконт может достигать трети всего платежа. Но уменьшенная цена может распространяться только на конкретный транспондер, выпущенный оператором дороги.
Если водитель регулярно пользуется платными дорогами и услугами разных операторов, ему стоит рассмотреть подключение опции интероперабельности к транспондеру. Так с помощью одного транспондера он сможет безостановочно проезжать по платным дорогам у любого оператора, не меняя устройство.
У использования транспондера есть ещё один плюс — можно получать скидки и бонусы. У каждого оператора платных дорог работают свои бонусные программы. Например, на ЗСД действует временная программа лояльности, которая обещает скидку на проезд по трассе от 10 до 50%.
«Автодор» же предлагает автомобилистам постоянную программу лояльности, по которой можно зарабатывать баллы за каждые 50 км пути, а затем тратить их в качестве скидки на следующую оплату. Иногда размер кешбэка увеличивается. Для максимальной выгоды стоит мониторить акции на официальных сайтах.
С помощью абонемента
Он выгоден при регулярном использовании одного и того же маршрута. Например, если водитель каждые выходные ездит на дачу по участку М-4 длиной в 71 км, то выгоднее купить абонемент на восемь поездок без привязки к дате и времени — так стоимость может быть до четырёх раз ниже: 86 рублей по абонементу и 300 рублей без.
С помощью календаря и часов
Стоимость проезда зависит от дня недели. Причём условия отличаются на разных дорогах: где-то выгоднее ездить в будни, где-то — в выходные. Помимо этого, нередко проезд дешевле ночью. Проверить тарифы можно на сайте оператора дороги.
С помощью бесплатных дублёров
Пожалуй, самый очевидный вариант — объезжать самые дорогие участки платных дорог по бесплатным дублёрам. Вместо того же объезда Одинцова, который обходится дорого в расчёте на километр, можно выбрать более загруженные Минское и Можайское шоссе.
Другой пример: трасса М-11 в Санкт-Петербург стоит дороже всего на участке до Солнечногорска. Его можно довольно комфортно проехать и по бесплатной М-10, но лучше делать это ночью, когда меньше пробок.
Сколько стоит проезд по платной дороге: пример
В конце 2023 года в России запустили трассу М-12 «Восток» от Москвы до Казани протяжённостью более 800 км. Теперь автомобилисты могут сократить время на дорогу со стандартных 10–12 до шести с половиной часов, однако затраты на проезд стали выше относительно бесплатного маршрута по М-7.
Путь в Казань из Москвы без учёта расходов на бензин, ТО и покупки транспондера обойдётся почти в 5000 рублей. При этом водитель получит кешбэк, который обеспечит 15-процентную скидку на обратном пути. За проезд до Москвы тоже удастся вернуть часть суммы бонусами с дисконтом на следующую поездку. В итоге всё путешествие будет стоить около 7600 рублей. Так что платные дороги — это удобно и быстро, а при правильном подходе — не так уж и дорого.