Как поколение альфа изменит рабочие процессы и как адаптироваться работодателям
HR-менеджер Курникова: альфы не доверяют безликим компаниям. Не все компании ещё адаптировались к сотрудникам-зумерам, а на подходе поколение альфа. Пройдёт пара лет, и оно начнёт проходить практику или полноценно устраиваться в компании. Альфы ещё более технологически продвинутые и «осознанные», и готовиться к их появлению в числе соискателей пора уже сейчас. Как они будут менять рабочие процессы и что делать HR-специалистам и работодателям, «Секрету фирмы» рассказали Анастасия Курникова, HR-менеджер в коммуникационном агентстве PR Partner, и Петр Сухоруких, основатель агентства цифровой репутации «Невидимка».
© Создано при помощи нейросети
Какие они — будущие сотрудники поколения альфа
Анастасия Курникова говорит о том, что альфы освоили интернет раньше, чем научились читать: у большинства сформировалось клиповое мышление. При этом у них гибкое мультизадачное внимание, но низкая терпимость к «медленным» процессам. В том же интернете они привыкли к мгновенной обратной связи (лайки, реакции в мессенджерах), к визуализации (видео, мемы), к геймификации (мини-игры, обучение через квесты).
У альф могут быть сложности с глубокой аналитикой, потому что формируется привычка к поверхностному потреблению. При этом креативность и нестандартный подход будут их преимуществом
Также у альф есть высокий запрос на признание, отклик аудитории и возможность проявляться. В работе таким сотрудникам будет важна публичная оценка: регулярный фидбэк, система грейдов и т. д. Они сумеют продать себя, ведь личный бренд будет важнее резюме.
Альфы хоть и технологически продвинуты, но часто эмоционально зависимы. В работе могут быть сложности с дисциплиной, игнорирование дедлайнов, если задача «не вдохновляет».
«Соблюдение личных границ, экологичный менеджмент и возможность быстрого роста будут основными ценностями. Альфы не доверяют безликим компаниям — при выборе места работы решающим фактором станет личный бренд руководителя», — говорит Курникова.
А ещё альфы не будут терпеть неудобные условия. Они видели, как миллениалы сгорали на работе, и не хотят повторять этот опыт. Ценность work-life balance гораздо выше, чем статус: никто из них не мечтает о «золотых часах за 40 лет в одной компании». Поэтому работодателям важно понять их запросы, чтобы получить мотивированных и креативных сотрудников.
Как работать с сотрудниками поколения альфа
Эксперты советуют работодателям делать ставку на проектную работу и гибкие форматы, уходить от длительного испытательного срока и внедрять быструю адаптацию.
Также важно персонализировать мотивацию и предлагать кастомизированные бонусы: например, подписка на онлайн-кинотеатр вместо ДМС.
А в самом рабочем процессе есть четыре важных правила.
Обеспечивайте мгновенную обратную связь в работе и обучении
Если миллениалы ещё могли смотреть 30-минутные обучающие ролики, то альфы будут скучать без интерактива.
По словам Анастасии Курниковой, это повлияет на корпоративное обучение: вместо лекций — симуляторы, VR-тренажеры, микрообучение по 5–10 минут.
А Петр Сухоруких советует пересмотреть систему мотивации. Забудьте про квартальные и годовые бонусы — для альф они не особо ценны.
Внедряйте систему частых, почти мгновенных поощрений: закрыл сложную задачу — получил не только деньги, но и виртуальную «ачивку» в корпоративной системе, публичную благодарность от СЕО в общем чате или дополнительный выходной, который можно взять в любой момент.
Создавайте квесты вместо рутинных задач
Привычка к интерактивности и активной визуализации всего требует менять обучение и подачу рабочих процессов.
«Уходите от инструкций к квестам. Ваш новый сотрудник не будет читать талмуд на 100 страниц о корпоративной культуре. Превратите онбординг в интерактивный квест: «Найди на нашем портале имя финансового директора», «Познакомься с тремя коллегами из смежного отдела и получи "ачивку" за нетворкинг»», — советует Петр Сухоруких.
Ещё эксперт советует чаще давать свободу и инструменты для творчества. Вместо сухого поручения «сделай презентацию по этому шаблону» поставьте задачу: «Нам нужно убедить инвестора в точке Б. Как бы ты это решил?» Дайте им доступ к современным инструментам — Canva, Figma, нейросетям, no-code-платформам. Позвольте им найти нестандартное решение.
Внедряйте современные цифровые инструменты
Родившиеся с планшетом в руках, сотрудники поколения альфа максимально цифровые.
Поэтому Анастасия Курникова советует автоматизировать рутину: альфы не будут терпеть бумажную работу. Цифровой этикет изменится: чаты вместо email и голосовые вместо текста станут нормой.
А Пётр Сухоруких уверен, что пора перестать думать о запрете ИИ на рабочих местах. В мире поколения альфа генеративный ИИ — это данность, как калькулятор. Учите действующих сотрудников работать с ним: создавать эффективные промпты, проверять факты, использовать ИИ для креативного штурма.
«Ваш самый ценный сотрудник будущего — не тот, кто помнит все регламенты, а тот, кто сможет с помощью нейросети за 5 минут сгенерировать решение, на которое у другого ушла бы неделя», — уверен Сухоруких.
Учитесь у подрастающего поколения
Пётр Сухоруких советует запустить «обратное наставничество». Создайте пары: опытный топ-менеджер и молодой сотрудник-альфа (или зумер). Пусть молодой учит старшего — не как пользоваться компьютером, а как работают новые соцсети, какие мемы в тренде, что ценит их поколение.
Вы получите бесценные инсайты и повысите лояльность молодого сотрудника, показав, что его мнение действительно важно. Вы перестанете быть «динозавром» и начнете говорить с будущим на одном языке.