Опубликовано 26 февраля 2024, 10:00
5 мин.

Как оставлять чаевые правильно и как быть, когда нет на них налички — объяснили эксперты

Эксперты рассказали, сколько стоит давать на чай за хорошую услугу и как это сделать без налички. Есть масса ситуаций, в которых очень хочется поблагодарить официанта, курьера или кого-то ещё за то, что он подарил хорошее настроение или выполнил услугу с особым усердием. Для этого можно просто дать чаевые. Но не всегда понятно, как именно это сделать. Как правильно оставлять чаевые, можно ли отказаться, если они включены в чек, и что делать, если нет мелкой налички «на чай», «Секрету фирмы» объяснили Надежда Коломацкая, специалист по этикету и клиентскому сервису, и Артур Гаврилов, генеральный директор и основатель платформы для перевода чаевых «Плавно».

Как оставлять чаевые правильно и как быть, когда нет на них налички — объяснили эксперты

© Image by Drazen Zigic on Freepik

Когда давать чаевые и сколько

Что такое чаевые

Чаевые — это добровольная благодарность за быстрое обслуживание, качественный сервис либо просто знак симпатии, объясняет специалист по этикету Надежда Коломацкая.

Обязательно ли давать чаевые в России

Нет. В некоторых странах чаевые могут быть обязательными, так как это часть зарплаты. Но в России такого закона нет, поэтому давать чаевые или нет — дело добровольное.

Сколько чаевых дать

Надежда Коломацкая
специалист по этикету и клиентскому сервису

Оставить чаевые — выразить сердечную благодарность и внимание к особому старанию угодить. Сегодня в России распространённой практикой считаются чаевые в размере 5–15% за оказанную услугу. Это будет приятным бонусом для курьеров и специалистов служб доставок и не сильно обременит вас.


Когда лучше оставлять чаевые

Оценить и поощрить работу, по словам эксперта, можно несколькими способами:

  • Первый — оставить чаевые сразу после оказания услуги. Например, официанту в ресторане, заправщику на АЗС.
  • Второй — поблагодарить в конце периода: например, гида после окончания путешествия.
  • Третий — дать чаевые в конце года, как годовую премию: например, парикмахеру, косметологу, репетитору, стоматологу и так далее.

При этом знаки благодарности могут быть выражены не только в денежной форме, но и в виде приятных подарков по поводу (на праздники) и без особого повода. Это подчеркнёт ваше внимание и желание сделать приятное тем, кто на постоянной основе оказывает вам качественные услуги и радушный сервис.

Зачастую о том, чтобы оставить чаевые, мы задумываемся в заведениях общепита. Здесь есть несколько моментов, на которые обращает внимание Надежда Коломацкая. Во-первых, при оплате наличными по счёту считается неприличным забирать монеты из сдачи. Не планируете оставлять чаевые — лучше платить картой.

Надежда Коломацкая
специалист по этикету и клиентскому сервису

Если вас обслужили плохо, то отсутствие чаевых может стать знаком того, что вам что-то не понравилось. При желании и возможности дайте обратную связь напрямую официанту либо управляющему заведением, чтобы следующий ваш визит, и других гостей, не был омрачён этими же неприятными моментами.


Во-вторых, в ресторанах всё чаще можно встретить включение чаевых в общий счёт при обслуживании компаний от определённого количества человек. От них можно отказаться, если обслуживание вам категорически не понравилось: просто скажите администратору, что отказываетесь платить чаевые.

С 2021 года в Правилах оказания услуг общепита появился , запрещающий включать в чек чаевые без согласия гостя.

Если же вам всё понравилось и вы согласны оплатить указанные в чеке чаевые, в дополнительных нет необходимости, как говорит эксперт. Но и лишить вас желания дополнительной материальной благодарности никто не может, если сервис превзошёл ваши ожидания или понравился по каким-то другим причинам.

Надежда Коломацкая
специалист по этикету и клиентскому сервису

А если по каким-либо причинам у вас нет возможности оставить чаевые, но очень хочется отблагодарить за оказанные услуги, то сделайте это устно, подарив доброе слово и искреннюю улыбку.


Как именно можно оставить чаевые

Артур Гаврилов
генеральный директор и основатель платформы для перевода чаевых «Плавно»

Если рассчитываетесь наличными, самый простой вариант оставить чаевые — не забирать сдачу с крупной купюры. Например, заказ в ресторане сделали на 900 рублей, положили к счёту при закрытии в чек-бук (книжка, в которой принимают деньги) купюру в 1000 рублей, и всё. Аналогично при поездке на такси отдали водителю 500 рублей за поездку в 450 рублей и сказали «без сдачи». Чаевые в таком случае точно доходят до адресата.


Другой вариант, который предлагает эксперт, — добавить мелкую купюру к расчёту. Например, вы уже заплатили за доставку в приложении, но хотите отблагодарить курьера — за скорость, за аккуратность, за пунктуальность. Можете дать ему мелкую купюру, эквивалентную примерно тем же 5–15% стоимости услуги.

Сложнее дать чаевые, если наличных денег совсем нет, кроме каких-то монет в кармане. Здесь многое зависит от того, предусмотрела ли компания — ресторан, служба доставки, заправка и так далее — варианты безналичного «чая».

Артур Гаврилов
генеральный директор и основатель платформы для перевода чаевых «Плавно»

Во-первых, компания может предлагать клиентам оставлять чаевые для сотрудников через QR-код. Например, нанесённый на именную визитку сотрудника, которую он прикладывает к заказу или к счёту в условном ресторане. Также QR-код может находиться на столике в кафе, на чеке, который гостю дают при закрытии счёта. Либо официант может показать личный QR-код с экрана смартфона, но для этого клиент должен сказать, что он хочет дать чаевые. QR-коды сегодня можно встретить и на АЗС, так как система моментальной безналичной благодарности заправщикам — самый удобный формат для автомобилистов.


Клиент сканирует QR-код камерой смартфона, переходит по появившейся ссылке и попадает на страницу онлайн-сервиса, где оставляет чаевые с карты (где-то надо вводить данные, где-то, например, работает SberPay). Они сразу упадут на карту сотрудника, привязанную к сервису, предоставившему QR-коды.

Во-вторых, сервис для чаевых может быть интегрирован в приложение компании — как ресторана, так и службы доставки, магазина и так далее. После того как человек получит услугу, приложение пришлёт push-уведомление с просьбой оценить сервис. Там же появится предложение оставить чаевые: их спишут с привязанной карты. У одних компаний сумма чаевых фиксированная — в процентах или рублях, у других можно выбрать из нескольких вариантов.

Такой способ может быть удобен, когда уже после получения услуги и расчёта захотелось поблагодарить сотрудника: например, вы ушли из ресторана и решили, что всё же надо дать официанту на чай.

Артур Гаврилов
генеральный директор и основатель платформы для перевода чаевых «Плавно»

А если в заведении расчёт происходит за стойкой, там может быть специальный терминал для приёма чаевых.


Если же совсем никаких вариантов нет, но дать на чай хочется, по словам эксперта, можно предложить сделать перевод на карту обслуживавшему вас сотруднику. Проще всего перевести через СБП (Систему быстрых платежей), чтобы исключить риск комиссии. И опционально оставить комментарий в переводе, что это на чай.