secretmag.ru
Опубликовано 24 января 2024, 09:00
4 мин.

Как научиться красиво писать и нужно ли развивать этот навык у ребёнка — объясняет методист

Методист Павлова объяснила, зачем современным детям учиться красиво писать и как это делать. Oдна из базовых задач ребёнка — научиться чисто, понятно и красиво писать. Учитель вправе снизить оценку, если есть помарки или соединения букв написаны неправильно. Но сегодня и дети, и родители порой задумываются, зачем нужен красивый почерк в век технологий и засилья гаджетов — всё можно напечатать в смартфоне или на компьютере. Так ли надо учиться чистописанию, как освоить этот навык без слёз и можно ли исправить плохой почерк, «Секрету» рассказала методист.

Нужно ли уметь красиво писать

Татьяна Павлова считает, что умение красиво писать, как это делают каллиграфы, ученику не обязательно. Самое важное — это писать чисто, аккуратно, чтобы было понятно, что написано, чтобы записи легко читались. Иначе на тех же контрольных или на экзаменах из-за непонятного почерка могут возникнуть проблемы и ребёнок получит оценку ниже, чем заслуживает.

Татьяна Павлова
старший методист начальной школы «Онлайн-школы № 1»

Если говорить про развитие современных технологий, то всё же у нас остаются моменты, когда человек использует письменную речь. Многие заявления пишутся от руки. Также нельзя упускать момент с поломкой оборудования и другие ситуации, когда придётся что-то написать от руки. И в таких случаях как нельзя кстати красивый почерк.


Но прикладная польза — не единственная причина учить ребёнка чистописанию. Кроме того, как поясняет Татьяна Павлова, важно помнить ещё и о том, что именно письмо ручкой развивает мышление и моторику. Да и скорость письма чаще гораздо быстрее скорости печати, поэтому фиксировать информацию таким образом удобнее.

Как формируется навык письма

Письмо — это комплексное умение, в основе которого лежит графический навык. Если объяснять просто, то это привычные для человека положения и движения руки, при которых он изображает и располагает буквы на бумаге.

Татьяна Павлова

Приступать к изучению графического навыка можно лишь тогда, когда у ребёнка сформировано умение слышать и различать звуки в речевом потоке, а также зрительное восприятие, память и моторные функции.


Поэтому, прежде чем учить детей писать, важно обратить внимание на развитие у них нескольких навыков. Во-первых, это мелкая моторика. Для её развития нужно выполнять различные виды пальчиковой гимнастики, перебирать мелкие детали конструктора, бусины, вырезать ножницами. Этим легко можно заниматься дома с детьми в игровой форме.

Во-вторых, важную роль играет умение ориентироваться на странице. К этому относится умение находить начало и конец строки, страницы, рисование по клеткам. Также ровному и аккуратному почерку способствует развитие глазомера. А ещё с детьми можно тренировать каллиграфию с помощью заданий на рисование, раскрашивание, штриховку, обводку, соединение точек.

Кроме того, для развития графического навыка важны хорошее чтение, слушание, говорение.

Татьяна Павлова

Все перечисленные упражнения можно выполнять уже в 5–6 лет. Однако к написанию именно письменных букв лучше приступать в 7 лет. В первом классе ученики рассматривают элементы букв, составляют из них модели букв, сравнивают буквы, находя общие и отличительные черты, что способствует правильному формированию графического навыка.


Правила красивого письма

Татьяна Павлова

Очень важный момент для оттачивания и автоматизации графического навыка — многократное повторение действий. Поэтому ученики пишут буквы много раз, занимаются списыванием слов, текстов. И таким образом, к концу 4-го класса почерк становится стабильным, формируется каллиграфический навык — умение красиво писать.


Но, по словам эксперта, отработка букв и текстов — не единственное условие красивого письма.

Важно правильно сидеть на стуле: ровно, чтобы стопы ровно касались пола. Голову и корпус не стоит сильно наклонять вниз, а локти должны лежать на столе. Кроме этого нужно правильно держать ручку.

Татьяна Павлова

Держать ручку следует 3 пальцами: большим, средним и указательным. При этом указательный палец не должен прогибаться — он свободно поднимается и опускается. Ручку не нужно сжимать — достаточно придерживать её, чтобы она не смещалась. От кончика указательного пальца до начала ручки (шарика) расстояние должно составлять около 2 сантиметров.


Для удобного письма эксперт рекомендует использовать тонкую ручку длиной не более 15 см. Первоклассникам лучше писать ручкой традиционной формы с резиновым участком в верхней части. Она будет удобна и левшам, и правшам.

Кроме того, стоит позаботиться об окружающей обстановке. Татьяна Павлова советует располагать свет с противоположной стороны от пишущей руки. Если ученик пишет правой рукой, то свет должен падать слева. Если ученик пишет левой рукой, то свет должен падать справа. Также поступаем и с наклоном тетради.

Татьяна Павлова

Если выполнять описанные выше упражнения, соблюдать гигиенические требования, то графический навык сформируется без особых трудностей. Главное помнить, что основная цель — наличие не идеального письма, а аккуратного и читаемого. А многократная тренировка — путь к успеху.


Что делать с плохим почерком у ребёнка

Проблемы с почерком, по мнению Татьяны Павловой, лучше не запускать. Исправить почерк после 4-го класса будет достаточно сложно.

Татьяна Павлова

Если у ученика плохой почерк, то надо выяснить причину. Например, проблема может быть в письменных принадлежностях, — тогда надо поменять ручку. Или, возможно, ребёнок ещё плохо ориентируется по странице. Тогда можно использовать тетрадь в узкую косую линию.


Если ребёнок пишет понятно, чисто, то можно не выполнять дополнительно дома никакие упражнения. Если буквы «прыгают» со строки на строку, размер их разный, то нужно дополнительно потренироваться. Для этого эксперт советует использовать прописи, прописывая много раз буквы, элементы букв. Также можно обводить рисунки, штриховать фигуры.