Итоги «Оскара-2023»: скандалы, интриги и главные картины
По мнению киноакадемиков и «Секрета фирмы»13 марта в Лос-Анджелесе прошла юбилейная 95-я церемония вручения премии «Оскар». В этом году вновь не обошлось без скандалов, но они едва сравнятся с прошлогодней пощёчиной, которую актёр Уилл Смит влепил ведущему Крису Року. На этот раз зрителей скорее удивил формат шоу — отсутствие традиционной красной дорожки, «кокаиновый медведь», осёл на сцене, странный выбор одежды звёздных гостей и другие противоречивые моменты. Мы подводим итоги «Оскара-2023», раскрываем победителей и рассказываем, на какие картины действительно обратить внимание — и почему.
Бежевый ковёр на церемонии «Оскар»
Уилл Смит в 2022 году на церемонии «Оскар» наделал много шума. Мероприятие долго обсуждали в сети и ведущих СМИ, так что в этом году организаторам было непросто переплюнуть предыдущее шоу. «Что-то срочно надо выдумать такое», видать, решила креативная группа и решила заменить ковровое покрытие: с традиционного красного на цвет шампань (такой бежевый).
Шалость не удалась. Зрители и критики остались недовольны ковром, который будто бы купили на маркетплейсе подержанных вещей. Кто-то даже заметил небольшое пятно от «кошачьей мочи» в углу. Ковролин действительно выглядел грязновато, а знаменитости в светлых платьях буквально слились с ним.
Осёл на сцене «Оскара»
Перед награждением за лучший дизайн костюмов ведущий премии Джимми Киммел вышел на сцену в компании ослицы и объявил, что это животное — Дженни, сыгравшая одну из ключевых ролей в фильме Мартина Макдона «Банши Инишерина».
«Дженни не только актриса — она сертифицированный осёл для эмоциональной поддержки. По крайней мере, мы так сказали авиаперевозчику, чтобы её пустили на самолёт из Ирландии. Так что, если вы расстроены, или вы не выиграли, или вы обеспокоены, или, может быть, вы просто любите мулов, не стесняйтесь — подходите и обнимайте её», — пошутил Киммел.
Правда, на деле ослица оказалась вовсе не той, что участвовала в съёмках. К чему был этот перфоманс — непонятно.
«Кокаиновый медведь»
Ещё один сомнительный персонаж на «Оскаре» — «кокаиновый медведь». Да, вам не послышалось. Таинственный человек в костюме огромного медведя поднялся на сцену вместе с Элизабет Бэнкс, режиссёром фильма «Кокаиновый медведь», во время объявления победителя в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Сначала «зверь» кривлялся и плясал, а потом спустился в зал и начал приставать к пакистанской активистке и лауреату Нобелевской премии мира Малале Юсуфзай.
Леди Гага не по дресс-коду
Певица Леди Гага блеснула на ковровой дорожке в чёрном платье от Versace с прозрачным лифом в стиле корсета и заниженной талией, но на самой церемонии награждения сменила образ.
Знаменитость отказалась от помпезного платья и вышла на сцену в обычной футболке и рваных джинсах. На смену укладке от стилиста пришла старая-добрая коса, а макияж артистка и вовсе смыла. Леди Гага исполнила песню Hold My Hand, ставшую саундтреком к фильму «Топ Ган: Мэверик» (взял статуэтку за лучшую музыку).
К слову, ранее звезда сообщила продюсерам сиквела, что не успеет подготовить полноценный номер. Видимо, из-за плотного графика певица решила обойтись выступлением в формате квартирника — что в масштабах «Оскара» выглядело немного сумбурно.
Почти без политики
Американская академия киноискусств уже во второй раз отказала украинскому президенту Владимиру Зеленскому в возможности выступить на церемонии награждения «Оскар». По данным Variety, представитель агентства WME Майк Симпсон обратился к Академии с просьбой включить актёра, ставшего политиком, в свой список, но получил отказ. От комментариев организация отказалась.
10 фильмов «Оскара-2023», о которых вам нужно знать
«Всё везде и сразу»
Целых семь статуэток забрала фантастическая комедия «Всё везде и сразу» Дэна Квана и Дэниела Шайнерта (лучший фильм, лучшие режиссёрская работа, актриса, оригинальный сценарий и монтаж, актёр и актриса второго плана).
В центре сюжета история замученной бытом женщины Эвелин, в жизни которой полный беспорядок. Но однажды во время похода в налоговую она узнаёт о своей способности перемещаться между параллельными вселенными, знакомится с другими версиями себя, приобретает новые способности и готовится к битве со злодейкой Джобу Тупаки, которая норовит уничтожить мультивселенную.
Впервые за долгое время главной картиной года стал фильм не по всем уже надоевшей «повестке». Нет, безусловно, та присутствует, но не становится движущей силой сюжета. Главное – выдающиеся перформансы актёрского состава (Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хуи Куан, Стефани Сюй), сильнейший сценарий и режиссёрская работа фрешменов Голливуда, которые, уверены, ещё не раз удивят своими проектами.
Это сложная, ломающая стереотипы о главном фильме года картина. Интересно, как победитель повлияет на будущее «Оскара» на ближайшие годы.
«На Западном фронте без перемен»
Военная драма Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» завоевала «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Экранизация знаменитого романа Ремарка вновь напоминает, что шинель оказывается дороже солдата.
Среди прочих антивоенных фильмов картина не приносит ничего нового, однако её стоит смотреть не только за привязку к оригиналу, но и за визуальное повествование. Можно сказать, это тот редкий случай, когда нам больше показывают, чем рассказывают. По сравнению с «1917» (получил статуэтку как лучший фильм в 2022 году) картина намного приземлённее и смотрится более реалистично.
«Кит»
Мрачная драма «Кит» взяла сразу две номинации «Оскар»: за лучшую мужскую роль (заслуга актёра Брендана Фрейзера) и грим. Картина повествует историю страдающего ожирением мужчины по имени Чарли, который пытается исправить ошибки прошлого и наладить отношения с дочерью.
Смотрим не только за потрясающую игру Брендана Фрейзера, но и потому, что фильм снял Даррен Аронофски, работы которого не принято пропускать. Здесь нет масштаба, присущего режиссёру, весь фокус направлен на главного героя — масштабного и драматичного. Но глядя на него, становится понятно, почему в фильме выбран формат 3:4, причём здесь чёрный квадрат и… что Аронофски всё же не изменяет себе.
«Пиноккио»
В номинации «Лучший анимационный фильм» победил мультфильм «Пиноккио Гильермо дель Торо».
Пощёчина The Walt Disney Company, утопающему в конвейере фэмили-френдли картин. Сразу вспоминаем игровую версию от тех же Disney, которая не привносит ничего и непонятно зачем снята, и сравниваем с работой Гильермо дель Торо: оба фильма как на разных сторонах спектра.
Борьба стерильного кино с авторским продолжается, и сейчас победа за вторым.
«Жить»
Лауреат премии «Лучший адаптированный сценарий» и достойный ремейк фильма Акиры Куросавы, который сняли под вдохновением повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого.
Мы наблюдаем полную преемственность с первоисточником, однако если работа Куросавы была актуальна в год выхода как социальное высказывание и фильм воспитания, то с ремейком несколько проще.
Смотреть можно и в отрыве от оригинала, но если знаете версию 1952 года (лучше — ещё и повесть Льва Толстого), то откроете целый пласт культурных откровений.
«Блондинка»
Фильм о Мэрилин Монро «Блондинка» с Аной де Армас — лауреат номинации «Лучшая женская роль».
Из-за количества скандалов вокруг фильма можно предположить, что тот был проклят. Ругали и за представленный образ Мэрилин Монро, и за наличие трипов в картине о примадонне, и за нелицеприятные события с Джоном Кеннеди, и даже за выбор кубинской актрисы на главную роль.
Но здесь тот самый случай, когда визг начался из-за попадания в больное место. У всех есть мнение и сложившийся образ Мэрилин Монро, а какой она была на самом деле, не интересовало даже её мужа. Ничего не менялось до этого самого фильма.
«Банши Инишерина»
Сценарист и режиссёр Мартин Макдона — частый номинант премии «Оскар», и за качество его работ можно не сомневаться. Сюжет простой, и в этом его основная прелесть. Он повествует об истории двух друзей, которые живут на небольшом ирландском острове в начале XX века и вступают в конфликт.
«Банши Инишерина» прекрасно смотрятся в ирландских декорациях, однако история при грамотной интерпретации может стать отнюдь не местечковой. Взять какой-нибудь посёлок в России, и увидим то же самое: люди живут как в отдельном мире, общаются и дружат с кем пришлось, новости интересуют только о знакомых, и этого им в жизни достаточно. Магия актёрской игры достигается шикарным составом: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Барри Кеоган и Керри Кондон.
«Аватар-2»
Не нуждающийся в представлении фильм «Аватар-2» победил в категории «Визуальные эффекты», но будем честны: продолжение блокбастера стоило выпускать не через 13 лет, а хотя бы через год. Тогда разочарования от просмотра было бы намного меньше.
Фильм красивый, история практически та же самая, но зритель вырос и изменилось кино. Голливуд корчится от кризиса идей, а сиквел «Аватара» выходит и предлагает нам то же, что было в оригинале. Фильм-аттракцион, кроме как на большом экране, смотреть невозможно.
«Чёрная пантера — 2»
Ждать фантастического сюжета и феерии от продолжения «Чёрной пантеры» не стоит — фильм хоть и получил «Оскар», но лишь за костюмы. Зритель вернётся в уже знакомую Ваканду, но уже без главного героя. Вместо погибшего короля Т’Чаллы в эпицентре действий окажется его сестра Шури. Ей предстоит противостоять правителю подводного государства Талокан.
Ни для кого не секрет, что четвёртая фаза Marvel стала провалом. Непонятно, как фильм вообще умудрился выйти для аудитории, помешанной на толерантности и политкорректности, если он весь — воплощение стереотипных представлений об африканских народах. Здесь и шрамирование, и пластины под губой, и соломенные юбки, — сплошной афрофутуризм.
«Элвис»
Картина «Элвис», представленная в категории «Лучший фильм», хоть и не победила, но тоже достойна внимания. Зрителя познакомят с жизнью и творчеством Элвиса Пресли, но через призму взаимоотношений с его менеджером Томом Паркером.
Режиссёр Баз Лурман почти десять лет назад снял «Великого Гэтсби» и забрал награды за лучшие костюмы и художественную постановку. В тот год «Оскар» выиграли фильмы, о которых никто сегодня не помнит, а «Великий Гэтсби» смотрят и обсуждают до сих пор. Вряд ли та же история случится с «Элвисом». Перед нами, скорее, продолжение картин о музыкантах, вспомните хотя бы «Богемскую рапсодию» или «Рокетмена». Однако фильм — настоящее шоу, где музыка не затихает ни на минуту, а работа с картинкой… пора вводить в обиход фразу «Это Лурман!».
Коллаж: «Секрет фирмы», Jordan Strauss/ Invision/East News, ROBYN BECK/AFP/East News, John Locher/Associated Press/East News