Кокетство на сдачу. Одобряют ли российские начальники флирт подчинённых на работе
Каждый второй россиянин флиртует на работе, показало исследование HeadHunter. При этом далеко не многие сотрудники готовы проявить симпатию к начальнику, подозревая, что дело может закончиться увольнением. Обоснованы ли эти опасения и как вообще руководство относится к флирту на работе и особенно с клиентами? Об этом «Секрет» узнал у бизнесменов и HR-специалистов.
«Флирт — это основа бизнес-коммуникации»
Что касается SexTech-индустрии, то флирт — это основа бизнес-коммуникации. Например, от искусства флирта напрямую зависит заработок артисток стриптиза или вебкам-моделей, это базовый KPI их деятельности. Если гость попал под чары девушки, он вновь вернётся к ней в клуб, это показатель профессионализма. Флирт можно назвать и социальным лифтом: часто девушки выходят замуж за посетителей клуба.
На уровне руководства, конечно, заигрывания внутри коллектива не приветствуются. Однажды владелец клуба оштрафовал меня за флирт с артистками во время деловой встречи с известным голливудским кинорежиссёром. Если честно, я не нарушал субординации. Невозможно как-то иначе себя вести в бурлеск-атмосфере.
Нередки случаи, когда менеджеры клуба сами начинают встречаться с артистками стриптиза. Ночной график не позволяет строить полноценные отношения за пределами коллектива. Также мужчины, которые работают в индустрии развлечений, хорошо понимают девушек и не осуждают их профессию. Часто подобные служебные романы запрещены руководством, но от этого становятся только желаннее.
«Флирт на работе недопустим»
Флирт сотрудников с клиентами категорически недопустим. Задача бизнеса — выстроить доверительные и, возможно, дружеские отношения с клиентами и партнёрами. Флирт может отпугнуть или негативно настроить клиента по отношению к компании.
В то же время есть уместные способы проявить внимание: можно зафрендить клиента в FB, оставить позитивный комментарий, отметить профессиональные достижения клиента, поинтересоваться, как прошёл отпуск, или пожелать скорейшего выздоровления, если он заболел.
«Лёгкий флирт оживляет будни»
Лёгкий флирт — это то, что оживляет будни, позволяет справиться со стрессом, сохранить интерес к ежедневной, но необходимой рутине. Не секрет, что большинство из нас основное время проводят на работе. Здесь завязываются дружеские и даже любовные отношения. Поэтому позиция компании должна быть разумной.
Мы не ограничиваем общение сотрудников. Но если отношения начинают выходить за рамки делового общения и мешают выполнению трудовых обязанностей — тогда можем вмешаться в ситуацию. Но это исключительная ситуация, все-таки пандемия внесла свои коррективы: люди стали общаться теплее, как никогда ценятся «человеческий подход» и личный контакт.
«Обходительный сотрудник приведёт много клиентов»
Грамотный бармен, бариста или официант должен уметь сделать комплимент и поддержать разговор. Сотрудник, обладающий такими навыками, всегда будет иметь много постоянных гостей. И мне, как собственнику, это не может не нравиться. Именно люди делают заведение популярным.
Но границы между флиртом и обходительностью могут быть очень размытыми. Главное, чувствовать, когда флирт уместен и не выглядит вульгарно. Также нельзя пренебрегать правилами приличия и нарушать чужие личные границы.
«Маркетолог заканчивала встречи с клиентами у себя дома. Мы её уволили»
Однажды к нам пришла работать новый маркетолог. Девушка интересная, умная, эффектная. Буквально с первых дней она включилась в работу, и одной из первых её задач было — провести встречу с представителем крупного игрока на рынке недвижимости, которому нужно было предложить юридические услуги.
Клиента так и не удалось заполучить, но истинные причины этого мы узнали спустя несколько месяцев. Оказалось, что девушка была одинокой и искала себе партнёра, не думая о корпоративном этикете. Часто она заканчивала рабочие встречи с потенциальным клиентом в баре, а потом у себя дома.
От сотрудничества с такой работницей пришлось отказаться. В нашей компании не приветствуют флирт с клиентами. Это может подмочить репутацию фирмы, а также лишить выгодных контрактов.
«Мы против романов на работе, но флирт с клиентами может помочь на сложных переговорах»
Мы категорически не приветствуем романы на работе. Порой наши сотрудники получают доступ к конфиденциальной информации, поэтому мы категорически против того, чтобы к работе примешивались личные мотивы. Плюс иногда клиент может расторгнуть контракт с агентством просто из-за того, что у него что-то не сложилось с сотрудником — например, кто-то кого-то отшил или отношения переживают не лучшие времена. И весь интеллектуальный труд приносится в жертву психологии, отношениям и банальному флирту.
Но для пользы дела мы можем дать некоторые поблажки. Все наши сотрудники — выходцы из СМИ. Когда я работал в одном крупном издании, там была одна интересная практика. Иногда по громкой связи объявляли фамилию журналистки: «"В костюме пастушки" зайди к главному редактору». А главный редактор был мужчина.
Это означало, что предстоит разнос или, возможно, надо прояснить какие-то вопросы. Вся редакция веселилась над этим выражением, все воспринимали это как безобидный прикол.
Мы переняли эту практику. Когда какие-то результаты не вполне удовлетворяют нас или у клиента есть непростые вопросы, или что-то пошло не так и клиент расстроен, мы говорим: «Ну, всё, теперь нужно креативной группе "в костюме пастушки" ехать к заказчику». На самом деле, что ни говори, всё-таки заказчики-мужчины, когда видят консультантов-девушек, одетых не в слишком строгом офисном стиле, немного тают и что-то прощают. Но мы с этим не перебарщиваем, используем крайне редко, только в экстремальных случаях.
«Флирт сотрудников — это пятно на деловой репутации компании»
Я неоднократно повторяю своим сотрудникам, что их поведение и взаимодействие с клиентом — это моя профессиональная репутация! Если близкие отношения между бухгалтером и клиентом распадутся, есть риск потерять и сотрудника, и клиента.
К сожалению, в своей компании я столкнулась с историей, когда ключевая сотрудница начала флиртовать с клиентом и их общение стало чересчур близким. В результате она бесплатно выполняла задания, давала консультации по тем вопросам, в которых не была компетентна.
Естественно, я вмешалась в это общение, так как ответственность за результат работы несёт моя компания. Провела беседу с сотрудницей и с клиентом. Я рада, что они оба согласились, что подобное общение недопустимо.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com