Как наказать коммунальщиков за некачественные услуги ЖКХ? Подробный ответ юриста
Юрист Палюлин объяснил, как защитить права при некачественных услугах ЖКХ. На управляющие компании (УК) и других поставщиков жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)возложены крупные и серьёзные задачи по обеспечению комфортных условий проживания. Однако они не всегда работают ответственно. За какие проблемы жители многоквартирного дома могут спросить с них и как потребителей защищает государство — ниже в этом материале.
Как закон защищает права потребителей ЖКУ
Как рассказал RuNews24.ru преподаватель кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия», владелец юридического бюро Антон Палюлин, права потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) регулируют в том числе:
Закон «О защите прав потребителей»
В вопросах обеспечения качественного обслуживания граждан коммунальными службами этот документ влиятельнее всего.
Например, его положения гласят: если коммунальные службы выполнили свою работу или оказали услуги с недостатками, потребитель имеет право на безвозмездное устранение недостатков.
Кроме того, человек может требовать уменьшения цены, повторного выполнения работы, возмещения затрат, связанных с устранением недостатков и даже полного возмещения убытков.
Постановление правительства «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
В нём прописаны правила предоставления услуг жильцам, в том числе по их качеству.
Постановление правительства «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»
Этот документ регулирует правила содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Также он определяет порядок изменения размера платы за содержание и ремонт в случае некачественных услуг, а также размер компенсации.
Что относится к некачественным услугам ЖКХ
Это например:
- отсутствие горячей воды или отопления;
- нарушение санитарных норм — к примеру, не убирают в подъезде;
- ненадлежащее состояние инженерных систем — водопровода, канализации и т. д.;
- превышение установленных норм по шуму или загрязнению коммунальных систем.
Что делать
Собрать доказательства
Если у вас появилась проблема коммунального характера, фиксируйте всё связанное с ней:
- делайте фото и видео — к примеру, протечки, грязи в подъезде и т. д.;
- сохраняйте квитанции об оплате, акты выполненных работ, письма и уведомления от УК;
- запишите себе входящий номер устного обращения по горячей диспетчерской линии;
- по возможности найдите свидетелей, лучше, чтобы они были отмечены в акте.
Обратиться в УК
В управляющую компанию нужно направить заявление в письменной или устной форме.
Опишите проблему и требования о её устранении.
«Укажите требуемые вами сроки исполнения. Обязательно зарегистрируйте ваше обращение в журнале входящей корреспонденции УК, если подаётся лично, или отправьте его заказным письмом с уведомлением», — сказал Палюлин.
Если обращаетесь устно на диспетчерскую линию, запишите разговор на диктофон и узнайте номер входящего обращения.
Что, если УК не реагирует?
При таком раскладе можно обратиться в контролирующие органы:
- проблема связана с нарушением санитарных норм — в Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор;
- в случае грубых нарушений или игнорирования ваших жалоб — в прокуратуру.
На любом этапе обжалования действий УК вы можете обратиться в суд.
«Учтите, что срок для подачи иска составляет три года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав», — предупредил Палюлин.