Что делать, если доставка опаздывает? План действий для покупателя
Юрист Киреева: при задержке доставки покупатель может потребовать вернуть деньги. А ещё взять с продавца неустойку за нарушение срока передачи товара. Об этом мало кто знает, поэтому большинство просто продолжает страдать и ждать, когда же заказ уже довезут. Как защитить свои права в этом случае, «Секрет фирмы» узнал у юриста адвокатского бюро Asterisk Дарьи Киреевой.
Почему продавца можно наказать
Юрист объяснила, что при заказе товара через интернет между покупателем и продавцом фактически возникают публичные правоотношения по розничной купле-продаже товаров дистанционным способом. То есть договор заключается без личного ознакомления покупателя с товаром.
Когда покупатель оформляет заказ, он принимает публичную оферту продавца.
«Соответственно, момент оформления заказа покупателем на маркетплейсах или сайте продавца является моментом заключения договора розничной купли-продажи», — сказала Киреева.
Если покупатель должен предварительно оплатить товар, существенное условие договора — как раз о сроке его передачи потребителю. Срок может быть указан в виде конкретной даты или в виде периода, в который должен быть доставлен товар.
«Продавец надлежащим образом исполнит договор только в момент фактического получения покупателем заказанного товара. Следовательно, при задержке доставки товара продавец непосредственно нарушает условия договора и права потребителя», — объяснила юрист.
Что делать, если задержали доставку
По словам собеседницы «Секрета фирмы», в случае нарушения сроков доставки покупатель вправе потребовать от продавца привезти товар в новый срок (устанавливает покупатель) или возврата предварительной оплаты товара.
«Дополнительно покупатель может потребовать от продавца уплаты неустойки за нарушение срока передачи товара в размере 0,5% от размера предварительной оплаты за каждый день задержки (но в совокупности не более предварительно уплаченной суммы)», — рассказала юрист.
Выплатить неустойку продавец должен в течение 10 дней со дня получения требования покупателя.
В двух случаях продавца могут освободить от неё — если нарушение сроков доставки произошло из-за:
- обстоятельств непреодолимой силы;
- по вине потребителя — например, покупатель сам не забрал товар из пункта выдачи или не смог встретить курьера.
Киреева обратила внимание, что при нарушении срока доставки товара с маркетплейса требовать неустойки следует от продавца товара. Ведь именно продавец несёт ответственность перед покупателем за ненадлежащее исполнение условий договора о передаче товара, а не маркетплейс.