Опубликовано 05 января 2023, 00:01
6 мин.

Чего мы лишились в 2022 году. Грустный список

Помянем

Netflix, McDonald's, IKEA, H&M, Zara и Coca-Cola — вот лишь немногие из тех вещей, которые навсегда останутся в нашей памяти. Иностранные бренды уходили из России, возвращались под новыми (и порой очень странными) именами и буквально сводили с ума своим непостоянством. Вместе вспоминаем, что Россия потеряла в 2022 году и что приобрела взамен.

Россиян лишили сервисов, но далеко не всех

С февраля жизнь россиян изменилась. Привычные иностранные онлайн-сервисы, которые облегчали жизнь, решили помахать всем ручкой. Так, люди в одночасье лишились онлайн-кинотеатров, музыкальных сервисов, систем бронирования жилья, фриланс-площадок и других популярных и удобных ресурсов.

Без иностранного кино

Одним из первых российский рынок покинул американский Netflix, который был доступен в РФ с 2016 года. За шесть лет стриминговый сервис успел отхватить 9% рынка и накопить более 1 млн пользователей. Им решение ограничить контент по национальному признаку показалось не слишком справедливым.

Ушёл из РФ и ещё один популярный сервис — Megogo. Онлайн-кинотеатр с украинскими корнями объявил, что отказывается транслировать в России фильмы и сериалы. На долю Megogo приходилось 6% рынка.

Пользователи недолго горевали и перешли на отечественные сервисы. Главным выгодоприобретателем стал «Кинопоиск», который в 2022 году занял практически четверть рынка (в 2021-м его доля составляла 13%).

Нарастить долю не помешало даже то, что из российских онлайн-кинотеатров начали пропадать зарубежные фильмы и сериалы. В числе исчезнувших — фильмы «Маска», «1+1» и «Интерстеллар», трилогия «Властелин колец», сериалы «Друзья» и «Клон». Причина проста: правообладатели — Walt Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Universal Pictures и другие — не продлевают лицензии российским онлайн-кинотеатрам.

Без иностранной музыки

Бойкот России объявил и музыкальный сервис Spotify. Шведский стриминг, который полюбился меломанам за точные рекомендации и обширную медиатеку, не проработал в стране и двух лет.

Запуск в России оказался самым успешным за всю историю сервиса. Spotify привлёк 2,1 млн пользователей и показал за три месяца результаты, которых планировал достичь за год. После ухода из РФ сервис всё это потерял. Одновременно со Spotify из России ушёл ещё один стриминговый музыкальный сервис — Deezer.

Российские меломаны, как и кинолюбители, вскоре перешли на другие продукты. В топ популярных замен вошли отечественная «Яндекс.Музыка», «Звук» и иностранные YouTube Music с Apple Music. Формально они не прекратили работу в России. Но из-за ограничений платежей с Visa и Mastercard оплачивать услуги стало значительно сложнее.

Без иностранных соцсетей

С соцсетями сработало правило бумеранга: на этот раз бойкот объявили мы, а объектом запрета стали иностранные соцсети. Сперва власти просто заблокировали Facebook и Instagram, а потом и вовсе признали соцсети и их материнскую компанию Meta экстремистскими и запретили их на территории России.

Такие меры приняли после того, как Meta временно разрешила пользователям призывать к расправе над российскими гражданами, в том числе военнослужащими.

Россияне встретили новые ограничения растерянностью. Малый бизнес активно использовал эту площадку для продвижения товаров. Найти аналог с похожими охватами было сложно.

Растерянность была оправданной. После блокировок американские соцсети потеряли 80% российского трафика, подсчитали в Минцифры. А многие блогеры из-за упавшей монетизации недосчитались до 80% доходов.

Без Airbnb и Booking

В 2022 году осложнилась и жизнь путешественников. Сервисы Airbnb и Booking (на последний приходилось от 35 до 80% всех бронирований в России, по разным оценкам) решили приостановить работу в РФ и перестали принимать российские банковские карты.

Пользователей огорчил уход сервисов — они были крайне удобными. Но отечественные площадки оживились: уход конкурентов с рынка дал им мощный буст для развития в России.

Куда сложнее оказалось тем, кто привык путешествовать за границу. Мало того что ряд стран закрыл для российских самолётов небо, так и забронировать и оплатить жильё оказалось той ещё задачей.

Чего мы лишились в 2022 году. Грустный список

© Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/jim gade, Hello I'm Nik, Jonny Caspari, Unsplash License, freepik/karlyukav, pngwing.com

Россиян лишили фастфуда, газировок и чипсов

Без Coca-Cola

Летом 2022-го дистрибьютор Coca-Cola в России — Coca-Cola HBC — объявил, что окончательно уходит с российского рынка. Впрочем, американская газировка, которая была своеобразным символом свободы и прогресса, не исчезла с российских полок.

Сперва у популярного напитка появилась куча клонов — «Черноголовка Кола», Funky Monkey, Cool Cola. А потом сам бренд объявил, что вернётся, но под новым названием «Добрый Кола». Решение тут же вдохновило россиян на кучу мемов.

Без McDonald's

Не менее эпичным был уход из России «Макдоналдса» — сети ресторанов быстрого питания, которая проработала в нашей стране 32 года. 31 января 1990 года в Москве появился первый «Мак». Это было прорывом в отношениях СССР с Западом, признаком открытости и перемен.

Признаком нового времени стала продажа всех 850 фастфудных, передача бизнеса новому владельцу и переименование во «Вкусно — и точка». Россияне и тут нашли повод для шуток. Некоторые увидели в новом названии печать безысходности: мол, других ресторанов у нас для вас нет, не спорьте, здесь «вкусно — и точка!».

Без Pringles

Последним аккордом уходящего года стало решение поставщика чипсов Pringles: компания Kellogg продала свои предприятия в России. Запасы чипсов, которые прославились благодаря упаковке-тубе и форме чипсинки в виде ковбойской шляпы, а ещё необоснованно высокой для картошки цене, уже истощились.

Но есть высокая вероятность того, что скоро Pringles будут продавать под новым названием. Бизнес Kellogg решила выкупить всё та же «Черноголовка».

Россиян лишили западной одежды и мебели

Без Zara и H&M

В 2022 году стало сложнее жить и модницам. Популярные бренды массмаркета решили приостановить работу в России. Одними из первых закрылись магазины Zara, Massimo Dutti и Oysho, принадлежащие испанской группе Inditex. Следом их примеру последовал H&M — только после того, как распродал товары.

Впрочем, судя по всему, Inditex не исключает для себя возможности возобновить работу в стране после завершения военных действий на Украине. А сейчас уже вовсю готовит платформу для возвращения хотя бы магазинов Zara.

Российский офис продолжит работу под руководством ливанского предпринимателя под новым брендом. Вероятно, под названием «Новая мода».

Без IKEA

Ещё одной грустной потерей 2022-го стала IKEA — всенародно любимый магазин, где продавались мебель и всякие штучки для дома. Россияне грустили не только по фрикаделькам и акулам, которые стали визитной карточкой IKEA. Удовольствие от сборки мебели, готовые дизайны, где всё сочетается со всем, — вот за что покупатели ценили компанию.

Впрочем, сама IKEA не слишком хорошо обошлась с клиентами и своими сотрудниками. Компания уволила 10 000 человек, несмотря на то что ходят слухи о том, что она планирует вернуться в Россию уже через год-два после ослабления санкционного давления. А последняя распродажа товаров IKEA стала ярмаркой непрофессионализма: сайт постоянно обваливался, оплата отменялась, а доставка сводила пользователей с ума.

Россиян лишили машин и предметов роскоши

Без роялей, шуб и драгоценностей

О чём большая часть россиян не будет грустить, так это о том, что Евросоюз запретил экспортировать в Россию породистых лошадей, яхты, чёрную икру и трюфели. Такие ограничения почувствовали на себе только избранные.

Примерно то же касается ограничений поставок таких предметов роскоши, как роялей, драгоценных камней, меха, сумок и одежды, оптовая цена которых превышает $1000 (или 60 000 рублей).

Без Audi, BMW и других машин

А вот новость о том, что россиян лишают привычных авто, задела практически каждого. В начале года стало известно, что целый ряд производителей — Audi, BMW, Ferrari, Ford, Honda, Infiniti, Mercedes-Benz и другие — приостановили поставки в Россию.

Сейчас запасы этих автомобилей уже подходят к концу. А монобрендовые дилеры, торговавшие этими машинами, «терпят больше убытки». При этом постоянно растёт количество машин с пробегом, и рынок пополняют новые бренды.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/jim gade, Nguyen Duc Khoi, Alexander Shatov, Zheka Kapusta, Alex Motoc, Mae Mu, Unsplash License, freepik/freepik, pngwing.com