Банки начали блокировать счета россиян на срок до полугода. Кто в зоне риска
Российские банки массово блокируют счета граждан на срок до 6 месяцев. Причина — подозрения в отмывании денег или финансировании терроризма. Но под ограничения подпадают даже те, кто просто переводил деньги друзьям или расплачивался в магазине. Между тем экономист утверждает: банк может заморозить счёт максимум на 30 дней. Как защитить свои средства — далее в материале.
Из-за ужесточения контроля за подозрительными операциями россияне массово сталкиваются с длительными блокировками счетов — даже за обычные переводы или оплату покупок.
Зачастую клиенты сталкивались с заморозкой счёта от 4 до 6 месяцев, при этом пострадавшая карта нередко была единственным хранилищем денег. Так один россиянин несколько месяцев не мог снимать пенсию.
Другой клиент банка заявил, что для разблокировки зарплатной карты ему пришлось посетить 3 отделения и подать несколько заявлений. По словам пострадавших, служба поддержки не только не помогает, но ещё и всячески тормозит процесс разморозки средств.
Почему банки замораживают счета
Службы безопасности кредитных организаций стали активнее выявлять подозрительные операции. Поводом для блокировки могут стать:
- несколько переводов друзьям или родственникам;
- оплата покупок через переводы частным лицам (если терминал в магазине «не работает»);
- пожертвования на благотворительность;
- переводы криптообменникам или нелегальным онлайн-казино.
Чаще всего банки действуют по 115-ФЗ (закон против отмывания денег). Они обязаны проверять клиентов, но на практике блокировки затрагивают и тех, кто ни в чём не виноват.
Сколько ждать разблокировки
Как объяснил «Известиям» экономист Андрей Бархота, по закону банк может заморозить операцию на 2 дня для проверки. Если клиент не отвечает на запросы — срок увеличивается до 30 дней. Однако на практике люди ждут возврата денег от 3 до 6 месяцев.
Кто в зоне риска
Банки особенно внимательно проверяют тех, кто:
- переводит деньги незнакомым людям (например, по просьбе в соцсетях);
- получает крупные суммы без объяснения причины;
- использует карту для частых переводов в криптосервисы или зарубежные платежные системы.
Если клиент хотя бы раз попал в базу дропперов (людей, чьи счета используют мошенники), банки будут проверять его чаще.
Как вернуть деньги
- Обратиться в поддержку банка — запросить причины блокировки и список документов для разблокировки.
- Подать жалобу через интернет-приёмную ЦБ (раздел «Информационная безопасность») и потребовать, чтобы исключили из базы дропперов.
- Написать отзыв на «Банки.ру» — некоторые клиенты смогли разблокировать счета только после публикации жалобы.
Как избежать блокировки
- Не переводите деньги незнакомцам, даже если нужно оплатить проезд, продукты и прочее.
- Указывайте назначение платежа («подарок», «за товар»).
- Используйте официальные сервисы для благотворительности, а не переводы физлицам.
Подробнее о том, что делать при блокировке счёта, можно почитать здесь.