Опубликовано 29 июля 2025, 13:08
2 мин.

Банки начали блокировать счета россиян на срок до полугода. Кто в зоне риска

Российские банки массово блокируют счета граждан на срок до 6 месяцев. Причина — подозрения в отмывании денег или финансировании терроризма. Но под ограничения подпадают даже те, кто просто переводил деньги друзьям или расплачивался в магазине. Между тем экономист утверждает: банк может заморозить счёт максимум на 30 дней. Как защитить свои средства — далее в материале.

Из-за ужесточения контроля за подозрительными операциями россияне массово сталкиваются с длительными блокировками счетов — даже за обычные переводы или оплату покупок.

Зачастую клиенты сталкивались с заморозкой счёта от 4 до 6 месяцев, при этом пострадавшая карта нередко была единственным хранилищем денег. Так один россиянин несколько месяцев не мог снимать пенсию.

Другой клиент банка заявил, что для разблокировки зарплатной карты ему пришлось посетить 3 отделения и подать несколько заявлений. По словам пострадавших, служба поддержки не только не помогает, но ещё и всячески тормозит процесс разморозки средств.

Почему банки замораживают счета

Службы безопасности кредитных организаций стали активнее выявлять подозрительные операции. Поводом для блокировки могут стать:

несколько переводов друзьям или родственникам;

  • оплата покупок через переводы частным лицам (если терминал в магазине «не работает»);
  • пожертвования на благотворительность;
  • переводы криптообменникам или нелегальным онлайн-казино.

Чаще всего банки действуют по 115-ФЗ (закон против отмывания денег). Они обязаны проверять клиентов, но на практике блокировки затрагивают и тех, кто ни в чём не виноват.

Сколько ждать разблокировки

Как объяснил «Известиям» экономист Андрей Бархота, по закону банк может заморозить операцию на 2 дня для проверки. Если клиент не отвечает на запросы — срок увеличивается до 30 дней. Однако на практике люди ждут возврата денег от 3 до 6 месяцев.

Кто в зоне риска

Банки особенно внимательно проверяют тех, кто:

переводит деньги незнакомым людям (например, по просьбе в соцсетях);

  • получает крупные суммы без объяснения причины;
  • использует карту для частых переводов в криптосервисы или зарубежные платежные системы.

Если клиент хотя бы раз попал в базу дропперов (людей, чьи счета используют мошенники), банки будут проверять его чаще.

Как вернуть деньги

  1. Обратиться в поддержку банка — запросить причины блокировки и список документов для разблокировки.
  2. Подать жалобу через интернет-приёмную ЦБ (раздел «Информационная безопасность») и потребовать, чтобы исключили из базы дропперов.
  3. Написать отзыв на «Банки.ру» — некоторые клиенты смогли разблокировать счета только после публикации жалобы.

Как избежать блокировки

Не переводите деньги незнакомцам, даже если нужно оплатить проезд, продукты и прочее.

  • Указывайте назначение платежа («подарок», «за товар»).
  • Используйте официальные сервисы для благотворительности, а не переводы физлицам.

Подробнее о том, что делать при блокировке счёта, можно почитать здесь.