Опубликовано 11 января 2023, 18:34

Проблемы с памятью из-за недосыпа? Учёные придумали, как с этим бороться

Все знают: сон всему голова, спать надо хотя бы 7–8 часов в день, иначе вылезают косяки со здоровьем. Может пострадать иммунитет, портится настроение, появляются проблемы с запоминанием информации (потому что именно во сне мозг «записывает» воспоминания на подкорку). Но что делать, если память уже стала дырявой? Учёные из Университета Гронингена задались этим вопросом и поделились любопытными наблюдениями в журнале Current Biology.

Проблемы с памятью из-за недосыпа? Учёные придумали, как с этим бороться

© Christian Erfurt / Unsplash

Биологи в своём исследовании использовали обычных лабораторных мышей. Они давали им осмотреть клетку с несколькими объектами, а затем в течение шести часов не давали им спать. Из-за хронического недосыпа грызуны уже через несколько дней начинали страдать провалами в памяти и не ориентировались в пространстве.

Оказалось, что информация в целом хранилась в мышином мозге, вот только нейроны гиппокампа (области, которая хранит пространственную информацию и организует воспоминания) не могли найти к ней доступ. Но если вживить грызуну чип, который активирует эти участки, то воспоминания чудодейственным образом возвращаются.

Активация нейронов с помощью чипа — не такая уж и простая задачка. Поэтому учёные пошли дальше и нашли решение намного легче. Они выяснили, что препарат рофлумиласт для лечения хронической обструктивной болезни лёгких (ХОБЛ) может повысить уровень сигнальной молекулы (именно они страдают при бессоннице). Это приводило к восстановлению воспоминаний через пять дней после недосыпа, и эффект длился дольше, чем при активации нейронов с помощью чипа.

В дальнейшем биологи хотят расширить рамки исследования и выяснить, от чего зависят механизмы формирования воспоминаний и нарушения памяти, в том числе и у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Недосып давно стал неотъемлемой частью жизни многих россиян. На работу вставать надо рано, а ложиться вовремя не выходит: нужно сделать домашку с детьми, убраться и приготовить еду на следующий день. Но оказалось, что постоянный недосып может привести к серьёзным проблемам со здоровьем.