Опубликовано 07 февраля 2023, 22:55
10 мин.

От внутреннего Ребёнка до воображаемых предков. Как и с чем работают разные направления психотерапии

Часть 3

Как известно, сколько врачей — столько и мнений. В случае психотерапевтов вернее было бы сказать: сколько врачей — столько и методов, которыми они будут вскрывать и лечить ваши психологические проблемы. Они и их коллеги-психологи пробуют самые разные подходы, чтобы достучаться до проблем клиентов. Но не все методы даже с натяжкой можно назвать научно обоснованными или хотя бы эффективными. Что стоит за мудрёными терминами в резюме мозгоправов — в третьей части путеводителя «Секрета» по видам психотерапий.

Транзактный (трансакционный) анализ

Что это?

Терапия, помогающая людям понять себя и особенности своего взаимодействия с окружающими. Строится на теории о состояниях нашего «Я», которые мы неосознанно выбираем, чтобы взаимодействовать с другими людьми. Цель трансакционной терапии — осознать, какое «Я» диктует человеку его поведение, и взять его под контроль.

Теорию трансакционного анализа разработал канадский психотерапевт Эрик Берн, взяв за основу понятия из традиционного фрейдистского психоанализа. Он полагал, что в каждом человеке можно выделить три эго-состояния:

  • Ребёнок — естественные побуждения, творческие проявления, детские переживания, реакции и позиции в отношении себя и окружающих. Архаическое поведение, сложившееся в детстве.
  • Родитель — установки, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Предубеждения, стереотипы, критическое, контролирующее и/или заботливое поведение по отношению к окружающим.
  • Взрослый — не зависит от возраста личности, старается непредвзято воспринимать реальность и получать объективную информацию. Хорошо организован, приспособлен, находчив, спокоен, реально оценивает свои возможности.

По Берну, эти состояния непостоянны, и в каждый момент времени каждый находится в одном из этих трёх своих эго в зависимости от обстоятельств и отношений с окружающими. При этом трансакции (стимулы и реакции, которые мы выдаём в общении друг с другом) могут как неконфликтно дополнять друг друга, быть равновесными, так и пересекаться, противоречить, становясь причиной для конфликтов.

Так происходит, например, когда один взаимодействует с другим из ожидаемой позиции «Взрослый — Взрослый» (просит что-то сделать или спрашивает, чтобы получить нужную информацию), но другой воспринимает это как обращение Родителя к Ребёнку и выдаёт на это детский «бунт».

Терапевт помогает определить, какая ипостась нашего «Я» задействована в каждой конкретной ситуации, и понять, что и как нужно изменить в стереотипах мышления, чтобы наши бессознательные сценарии не вредили нашим отношениям с окружающими.

Такой подход может использоваться не только в психотерапии, но и в образовании, бизнес-консультировании — везде, где людям приходится общаться друг с другом. Подходит (тут и далее по мнению последователей) тем, кто:

  • хочет убрать зависимость от детских травм, улучшить отношения с родителями;
  • испытывает сложности в отношениях с окружающими из-за несовпадения позиций и принимаемых в общении ролей;
  • пытается изменить бессознательные сценарии своей жизни;
  • имеет запрос на личностный рост и психологическое взросление;
  • борется с депрессией и наркозависимостью (как дополняющая терапия).

Критика

Эрика Берна критикуют за отход от традиционного фрейдистского психоанализа и упрощения его положений. Так что у его метода в научных кругах немало противников. Теория о трёх «эго» и о закладываемых в детстве сценариях жизни, как и многие другие психологические теории, остаётся лишь предположением, доказательств которому до сих пор немного.

Транзактный анализ также не лишён такого недостатка, как концентрация на анализе причин и понимании ситуации вместо решения проблемы. От клиента он требует высокой степени осознанности и рефлексии, готовности брать ответственность за свои действия. Наконец, адепты этого подхода часто впадают в соблазн приводить все реакции к позиции Взрослого, в то время как в жизни стоит давать своё время и место всем своим эго.

От внутреннего Ребёнка до воображаемых предков. Как и с чем работают разные направления психотерапии

© Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Sincerely Media, wikipedia.org, unsplash.com/Sincerely Media

Семейная психотерапия

Что это?

Вид психотерапии, где клиентом выступает не отдельный человек, а его семья. Направлена на гармонизацию отношений, снижение уровня конфликтности, выявления того, как поведение одних членов семьи отражается на психоэмоциональном состоянии других. В ходе терапии меняется представление о проблемах и актуальных задачах семьи, убираются нездоровые паттерны поведения, создаются новые формулы решения конфликтов и взаимодействия.

Этот формат консультаций набрал популярность в середине XX века. Среди первопроходцев были такие психотерапевты как Мара Сельвини Палаццоли, Мюррей Боуэн, Вирджиния Сатир, Карл Витакер.

В терапии используют разные методы для постановки семейного диагноза, в том числе составление «схемы» семьи, отражающей различные события и взаимоотношения внутри неё (генограмма) или выполнения различных предписаний, чтобы разрушить устоявшиеся в семье сценарии. Для достижения эффекта может хватить и нескольких консультаций, но обычно семьи встречаются у психолога раз в неделю на протяжении нескольких месяцев.

Стереотипно считается, что к семейным психологам идут, чтобы преодолеть разногласия в парах. Но современная семейная психотерапия работает с семьёй как с системой, где важны все её составляющие — и партнёры, и дети, и родители. Поступки, намерения, конфликты и проблемы здесь рассматриваются как прямое следствие сложившихся в семье правил и отношений. Так что на приёмах могут присутствовать как все члены семьи, так и отдельные её представители в разных сочетаниях.

О походе к семейному психотерапевту стоит задуматься, если:

  • в семье всё чаще звучат взаимные обвинения и попытки найти «крайних»;
  • кто-то из членов семьи ведёт себя безответственно, эгоистично, отчего страдают домочадцы;
  • у одного из членов семьи эмоциональное или психическое расстройство, которое влияет на отношения с остальными;
  • в семье нет доверия — между партнёрами или между родителями и детьми;
  • вам не хватает поддержки, любви и уважения от членов семьи;
  • дети демонстрируют проблемное поведение, вы не можете найти с ними общий язык;
  • вы чувствуете, что ваши отношения остановились в своём развитии, и вы вместе с ними;
  • вы не можете решить семейные конфликты без привлечения третьих лиц;
  • конфликты происходят по одним и тем же причинам, а участники не учатся на ошибках;
  • вы чувствуете себя «запертыми» в семейных отношениях, они перестали радовать и давать чувство безопасности;
  • вы проходите через кризисный для семьи период (развод, переезд, рождение нового ребёнка, уход взрослого ребёнка в самостоятельную жизнь, смерть одного из близких);
  • кто-то из членов семьи прямо попросил о психотерапии.

При этом стоит помнить, что если речь идёт именно о проблемах, возникающих в парах, семейная терапия будет эффективнее индивидуальной, так как меньше риска расхождения в оценке ситуации и недопонимания. Но далеко не все психологические проблемы можно решить в формате групповой консультации, многие требуют более приватной обстановки и индивидуальной работы с терапевтом.

Если же речь идёт о детско-родительских отношениях, априори нельзя возлагать на несовершеннолетнего ребёнка ту же полноту ответственности за них, что и на родителя.

Критика

У семейной психотерапии нет устоявшихся общих методик, поскольку этот термин относится скорее к форме ведения консультаций и количеству их участников, а не к направлениям. Конечные методы выбирает терапевт исходя из того, к какой психологической школе он относится (психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия и т. п.). Стоит спросить у психотерапевта, какие подходы он применяет в своей практике, и оценивать уже их плюсы и минусы. Кроме того, поиск специалиста может осложниться тем, что для эффективной терапии важно, чтобы он устраивал всех членов семьи.

От внутреннего Ребёнка до воображаемых предков. Как и с чем работают разные направления психотерапии

© Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Nathan Fertig, wikipedia.org

Детская игровая психотерапия

Что это?

Метод психотерапевтической работы с детьми, когда терапевт общается с ребёнком и воздействует на него через игру. Такая терапия может рассматриваться как часть арт-терапии, психодрамы или семейной психотерапии, но она заточена непосредственно на работу с детьми и подростками. Игровые методы учат их конструктивно справляться с конфликтами, налаживать отношения с другими детьми или членами семьи, развивать эмпатию, контролировать собственное поведение, справляться со страхами.

Впервые важность наблюдения за детской игрой описал французский философ Жан-Жак Руссо в книге «Эмиль». Он считал, что это прямой ключ к пониманию детской психологии. Уже в XIX веке идею использовать игрушки для анализа поведения ребёнка использовали австрийские психоаналитики Гермин Хуг-Хельмут и Мелани Кляйн. В XX веке их опыт лег в основу метода, разработанного психотерапевтами Карлом Роджерсом и адаптированного Вирджинией Экслайн.

Основы игровой терапии широко используются не только психологами, но и больничными клоунами, работающими с больными детьми.

Игровая терапия может использовать самостоятельные и ролевые игры, импровизации, игры с куклами, песочную терапию (рисование песком / на песке). Она предназначена для детей и подростков, которые:

  • испытывают трудности в общении со сверстниками;
  • имеют расстройства аутического спектра, синдром дефицита внимания;
  • тяжело переживают процесс взросления, кризис переходного возраста;
  • в прошлом пережили травму — в процессе игры им проще выразить себя и рассказать о ней.

Она не подойдёт или будет малоэффективна, если:

  • у ребёнка психические заболевания и нарушения в развитии, которые делают его неспособными ни на общение, ни на игровые действия (глубокая умственная отсталость, тяжёлые формы аутизма, неконтактная шизофрения);
  • у ребёнка есть психиатрический статус, но он не принимает специального лечения.

Кроме того, не стоит делать выбор в пользу групповой игровой терапии, если ребёнок или подросток:

  • демонстрирует явное антисоциальное поведение, агрессию;
  • враждует со своими братьями и сёстрами и переносит их модель отношений на участников группы;
  • имеет травмирующий или извращённый сексуальный опыт, чрезмерно развитое сексуальное поведение;
  • имеет длительный опыт воровства;
  • демонстрирует черты социопата (отсутствие совести, крайнюю жестокость, эгоизм, самолюбие, сверхактивность, нечувствительность и равнодушие к другим);
  • находится в остром посттравматическом состоянии, глубокой стрессовой ситуации.

В вышеперечисленных случаях показана строго индивидуальная терапия, чтобы процесс групповой игры не травмировал всех участников.

Критика

Как таковой критики этого метода нет, но надо понимать, что игра — это язык метафор и иносказаний, который может быть сложно расшифровать даже специалисту. Прямо описать свои чувства и переживания ребёнку обычно трудно, именно поэтому приходится прибегать к игровым методам, а диагностика даже с их помощью может затянуться.

Психотерапевт должен хорошо владеть методом психоанализа и уметь создать атмосферу принятия и свободы самовыражения, чтобы его маленькие клиенты могли раскрыть себя через игру. Но обычно это специалисты довольно узкого профиля, так что при необходимости дополнительной диагностики может потребоваться обращение к другим специалистам (неврологам, психологам и т. п.).

В свою очередь родителям тоже надо быть готовыми к изменениям, происходящим с их ребёнком в терапии, и прислушиваться к мнению психотерапевта, в том числе касательно того, когда можно безопасно завершить сессии.

Расстановки

Что это?

«Системные», «семейные» или «родовые» расстановки — ненаучный (!), хотя и очень популярный метод групповой терапии, основанный на методике немецкого философа и священника Берта Хеллингера. Опирается на представления о том, что на поведение человека якобы влияет вся его семейная история, родовые конфликты, проблемы и отношения, а с давно умершими предками можно вступить в какой-то «контакт» посредством мистически-психологических практик.

Подход рассматривает человека как часть рода, который работает по своим законам. В частности, это:

  • «закон любви», которую родители передают детям из поколения в поколение (но этот поток может прерваться);
  • «закон принадлежности», который утверждает право каждого принадлежать к тому роду, системе, в котором он однажды оказался;
  • «закон гомеостаза» — система хочет оставаться неизменной;
  • «закон развития» — системе нужно развитие, чтобы не погибнуть.

Приверженцы этого психологического метода считают, что каждое поколение отчасти повторяет опыт предыдущих, но неизбежно находит собственные сценарии за пределами семейной системы. И «специалист» якобы должен помочь вернуть человеку его судьбу и отделить его личный опыт от «родового».

По схеме работы напоминает психодраму, но вместо актуальных сторон конфликта или проблемы участники группы принимают на себя роли умерших родственников центральной персоны и отвечают ему на его вопросы, якобы черпая информацию из так называемого «морфогенетического поля». В понимании расстановщика это некая излучаемая человеком потусторонняя субстанция, в которой заложена вся информация о его роде.

Взаимодействуя с фигурами из своей семейной системы, клиентам обычно рекомендуют применять так называемые разрешающие фразы: «я тебя вижу», «я благодарен тебе за жизнь», «ты был раньше меня», «ты моя мать», «я твой ребёнок» и т. д.

Расстановщики полагают, что этот метод подходит тем, кто:

  • замечает, что повторяет негативные сценарии из своей семьи;
  • неосознанно копирует поведение родителей, бабушек, дедушек;
  • ощущает себя недолюбленным в детстве;
  • сталкивается с необъяснимой психосоматикой, аллергией, паническими атаками, особенно при затрагивании темы семейных отношений.

Критика

Психологи скорее склонны рассматривать расстановки как помогающую практику, нежели самостоятельный подход. При этом скепсис в научном сообществе по отношению к этой псевдотерапии велик. Методу пеняют на то, что вместо терапии он предлагает клиентам яркие переживания. При этом он не предусматривает механизмов по возвращению пациента в нормальное состояние после того, как его проблема вскрывается. В итоге после такой терапии нужно искать специалиста, который поможет справиться уже с её последствиями.

Кроме того, нет никаких оснований полагать, что ответы, которые дают участники терапии якобы от лица представителей чужого рода, хоть сколько-то близки к правде. Но так как в группе критичность восприятия снижается, люди охотно верят в предлагаемые обстоятельства — на это работают такие ошибки мышления, как проекции (когда люди приписывают окружающим собственные мысли) и переносы (когда люди воспринимают собеседника как кого-то другого и переносят на него соответствующие чувства и представления).

Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Francesca Tosolini, Yuris Alhumaydy, Sigmund, Nathan Dumlao