Опубликовано 05 июня 2017, 18:34

Война такси: Иностранцам запретили возить пассажиров, поездки подорожали

Хуже всего дела в Москве
Война такси: Иностранцам запретили возить пассажиров, поездки подорожали

За последние пять дней цены на такси в Москве подскочили на 20–50%, потому что до половины водителей не выходят на работу. Всё дело в поправках к закону «О безопасности дорожного движения», которые действуют с 1 июня. Водители с иностранными правами больше не могут садиться за руль такси, маршруток и грузовиков. Нарушителям грозит штраф до 15 000 рублей, их работодателям — до 50 000 рублей.

Поправки, которые представители таксомоторной индустрии называют не иначе как «законом о мигрантах в такси», были приняты ещё в 2013 году, но до сих пор дата вступления в силу ежегодно откладывалась. Сейчас этого не произошло, но игроки рынка всё же надеются, что ситуацию удастся отыграть назад.

«Секрет» поговорил с десятком владельцев таксопарков, представителями крупнейших агрегаторов и водителями такси, чтобы оценить, как «закон о мигрантах в такси» скажется на комфорте и кошельке пассажиров.

Богдан Коношенко
Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок

Когда 1 июня заработали нормы закона о мигрантах в такси, в системах агрегаторов не хватало 20% водителей. Из-за этого выросли сроки ожидания и цены. Это означает, что, скорее всего, не менее 20% водителей такси не обладают водительскими удостоверениями Российской Федерации. Половина этих водителей (то есть 10% всех водителей такси в Москве) — граждане Белоруссии.

На мой взгляд, граждан Белоруссии закон и вовсе не должен касаться. Это граждане союзного государства, с которым у нас планируется введение единой валюты. И, что самое главное, контроль за выдачей прав в Белоруссии такой же строгий, как и в России. Не уверен, что граждане Белоруссии должны быть упомянуты в законе.

Другая категория водителей — граждане Евразийского союза: Казахстана, Киргизии, Армении, Молдовы. На мой взгляд, для них также должен быть введён упрощённый режим получения прав. Это всё граждане дружественных нам стран.

В целом я закон о мигрантах в такси очень одобряю: подобные меры — это общепринятая мировая практика: заниматься пассажироперевозками с правами той страны, в которой ты работаешь. Но рынку нужно время, чтобы подготовиться к деталям этого законопроекта.


Иван Брусенцов
Директор Banana Taxi

У нас половина водителей — с иностранными правами. В среднем по рынку — от 30% до 60%. Многие не смогли выйти на работу 1 июня, потому что работали на арендованных авто. Владельцы расторгли с ними договоры, потому что штрафы в случае чего пришлось бы платить им.

Этот новый закон — это не что иное, как кормушка для ГИБДД. Отработанных механизмов пересдачи нет — сроки называют разные. Многие ищут способы быстро получить права за деньги где-нибудь в регионах. Им обещают переоформить права за несколько недель, но стоит это в районе 40 000 рублей. При этом зарплаты у водителей не колоссальные. Если шесть дней в неделю работать по 12 часов, получится от 40 000 до 60 000 рублей чистого заработка.

Водители к принятию закона не готовились, потому что рассчитывали, что его отложат, как это не раз уже делалось. Сейчас все ждут 17 июня, когда будет второе чтение — может, внесут какие-то изменения. Иначе большинству водителей с иностранными правами, скорее всего, придётся вернуться домой.

Из-за дефицита водителей многие, возможно, будут привлекать водителей из регионов. Я знаю несколько таксопарков, которые изначально так работают, у них есть свои общежития и рекрутинговые центры в областях и республиках. Некоторые помогают водителям с переездом в Москву, другие ищут тех, кто готов работать вахтовым методом.


Роман Круглов
Председатель Межрегионального транспортного профсоюза

В Москве настоящий коллапс! Цены на такси подскочили, повышенные коэффициенты практически не падают даже днём в будни, время ожидания возросло. В таксопарках в это время простаивают взятые в лизинг автомобили, владельцы таксопарков теряют выручку.

Всё это из-за того, что мигрантам запретили управлять коммерческим транспортом. А надо сказать, что весь бизнес такси был ориентирован именно на мигрантов. В Москве без водительского удостоверения российского образца работало до 50% водителей такси.

Но несмотря на всё это, я не могу не приветствовать данное законодательство!

Заёмный труд никогда не был безопасным. Дешёвым? Да. Безопасным? Нет. За рулём пассажирского транспорта должны быть только люди, знающие российские ПДД. В последнее время интернет пестрит ссылками на информацию о ДТП с участием такси. И чаще всего, виновниками этих ДТП являются мигранты. Знания правил дорожного движения этой категории водителей становятся притчей во языцех. Эту тенденцию нужно менять. Безопасность перевозок должна выйти на новый уровень. Рынок со временем освоится, и всё наладится. В стране достаточно своих водителей.

Меня больше всего волнует другой вопрос: куда денется целая армия людей, вдруг оставшихся без дохода? Домой они не уедут. Чем станут зарабатывать на жизнь? Впрочем, парки и агрегаторы успокаивают водителей-мигрантов, говоря о том, что закон их не касается. И пока многие мигранты продолжают работать за рулём в такси и общественном транспорте. А значит, говорить о том, что закон работает в полную силу, пока не приходится.


Юнус Кадыров
Директор таксопарка «Милена»

Мы лишились 25% водителей. Права действительно проверяют. Я сам иногда работаю через «Яндекс.Такси», езжу за рулём автомобиля, оклеенного со всех сторон его логотипами. За субботу меня остановили два раза — раньше не было такого внимания.

Официально объявляли, что нужно заплатить пошлину 2000 рублей, пересдать теорию и площадку — и всё, через сутки у водителя новые права. Но всем, кто обращается в ГИБДД, озвучивают другие суммы: от 50 000 рублей и выше. Объясняют это тем, что нужно оплатить обучение и что-то ещё. При этом по закону ничего такого не нужно.


Анатолий Малышев
Операционный директор компании «Таксовичкоф»

Нововведения не стали для нас неожиданностью. У всех наших водителей есть российское гражданство. Ни стоимость, ни время подачи не изменились.


Арсен Томский
Основатель и CEO InDriver

В средних и малых городах, где мы в основном работаем, доля водителей-иностранцев не очень велика: значительно ниже заявленных 40% таксистов в Москве. В миллионниках ситуация, видимо, другая. Крупные города притягивают мигрантов, а в такси хорошие заработки.

Мы не допускали иностранцев с самого начала: у нас все водители — граждане РФ с российскими правами. Мы видели, что у других сервисов иностранцы получают заметно более низкие оценки от пассажиров — и за стиль вождения, и за знание города.


Мария Пухова
Представительница сервиса заказа такси «Максим»

У наших партнёров мало водителей с иностранными правами. В 173 городах России, где работает наш сервис, таких не более 3%. Выходные прошли в обычном режиме. Стоимость поездки не изменилась.


Александр Костиков
Представитель сервиса Fasten

Перевозчики, не успевшие заменить водительские удостоверения, вынуждены будут уйти. Цены в результате вырастут. К сожалению, у решения была только запретительная часть, но не было создано стимулов и механизмов для переобучения иностранцев. Но закон в основном затронет мегаполисы, которые традиционно притягивают большое количество мигрантов. В малых городах ничего радикально не изменится — там в такси работают в основном местные жители.


Ирина Гущина
Директор по коммуникациям Uber в России и СНГ

Водители, подключённые к платформе Uber, не являются нашими сотрудниками. В России мы сотрудничаем только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Их ответственность — работать в строгом соответствии с российским законодательством. В целом новая норма не оказала значительного влияния на наш бизнес. Мы продолжаем активно развиваться.


Дарья Тростникова
Представительница «Яндекс.Такси»

Мы такую информацию не озвучиваем.


Алёна Балакирева
Представительница Gett

Мы отказываемся от комментариев.


Кирилл Каллиников / РИА «Новости»