Что нужно знать о скандале вокруг Volkswagen
Последствия для европейского автопрома и немецкой экономики18 сентября этого года крупнейший по объёму продаж автопроизводитель в мире Volkswagen был обвинён американским Агентствос по охране окружающей среды (EPA) в том, что с 2009 года преднамеренно и в десятки раз занижал данные о количестве вредных выбросов своих дизельных машин, в том числе моделей Jetta, Golf, Beetle, Passat и Audi A3. В их турбодизели 2.0 TDI устанавливались специальная программа, по положению руля определяющая находится машина в лаборатории или на дороге и в первом случае переводившая работу моторов в щадящий режим для того, чтобы ввести проверяющих в заблуждение. За несколько дней скандал, разразившийся вокруг Volkswagen, спровоцировал падение европейских рынков и поставил под вопрос будущее европейской автомобильной отрасли. В СМИ его уже окрестили «Дизельгейтом».
Сегодня, 23 сентября, Мартин Винтеркорн, глава автоконцерна Volkswagen, крупнейшего по объёму продаж автопроизводителя в мире, ушёл в отставку. Топ-менеджер принял это решение после того, как в сентябре этого года американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) обвинило Volkswagen в нарушениях. По мнению регулятора, с 2009 года Volkswagen преднамеренно в десятки раз занижал данные о количестве вредных выбросов дизельных двигателей моделей Jetta, Golf, Beetle, Passat и Audi A3. В их турбодизели 2.0 TDI устанавливались специальная программа, по положению руля определяющая, находится машина в лаборатории или на дороге. В первом случае система переводила работу моторов в щадящий режим, чтобы ввести проверяющих в заблуждение. За несколько дней скандал, разразившийся вокруг Volkswagen, спровоцировал падение акций автопроизводителей и поставил под вопрос будущее европейской автомобильной отрасли. В СМИ его уже окрестили Дизельгейтом.
С чего всё началось?
Ещё в 2014 году о мошенничестве Volkswagen с экологическими тестами заявили активисты организации «Международный совет по чистому транспорту» Питер Мок и Джон Джерман. Они провели ряд тестов двигателей и выяснили, что показатели выброса оксида азота превышают допустимые в США нормы в 15–35 раз. Курирующие отрасль органы потребовали от концерна разъяснений и начали расследование. В декабре 2014 года компания заявила, что разобралась в ситуации и готова отозвать около 500 000 автомобилей, выпущенных на американский рынок. Но регуляторам этого показалось недостаточно, и они отказались сертифицировать продукцию Volkswagen в США, требуя полноценных объяснений. Тогда Volkswagen пришлось признать, что они действительно устанавливали в автомобили специальные программы, снижающие выхлопы газа во время проверок.
Каков масштаб проблемы?
Согласно заявлению Volkswagen AG от 22 сентября этого года в настоящий момент уже продано 11 млн автомобилей с турбодизелями 2.0 TDI. На решение этой проблемы в компании уже зарезервировано $7,3 млрд. При этом регуляторы США хотят, чтобы за каждый «нечестный» автомобиль был заплачен штраф в $37 500. С учётом того, что на американский рынок выпущено 500 000 автомобилей, Volkswagen придётся заплатить более $18 млрд.
Как это повлияло на концерн Volkswagen?
К 22 сентября рыночная капитализация Volkswagen упала на треть: с 77 млрд до 52 млрд евро. В понедельник, 21 сентября, акции компании подешевели на 23%, а во вторник, 22 сентября, — ещё на 19,8%. Сегодня, 23 сентября, они замедлили падение, потеряв при открытии торгов 4%.
После того,как Volkswagen признал, что мошенничал с результатами экологических тестов, в США в отношении автоконцерна было подано более 25 групповых исков. Несколько американских штатов, в том числе Нью-Йорк, запустили отдельное расследование действий автопроизводителя. Уголовное дело также завело министерство юстиции США. О начале собственных расследований также сообщили в Южной Корее, Австралии и Италии, а министр финансов Франции Мишель Сапен потребовал провести проверки всех европейских автопроизводителей на предмет соответствия их продукции экологическим стандартам.
Как этот скандал повлияет на отрасль и экономику?
Дизельгейт может ударить по экономике Германии: каждое седьмое рабочее место в этой стране связано с автопромом, эта отрасль приносит 17% доходов от экспорта. Скандал уже повлиял и на политическую обстановку в стране: партия зелёных обвинила правительство в том, что оно знало о существовании ПО, занижающего показатели выбросов вредных веществ, но ничего не предприняло. «Скандал с Volkswagen стал результатом проводимой политики, в которой защита экологии и прав потребителей не имеет никакого значения», — заявил лидер партии Оливер Киршнер.
Европейские фондовые индексы упали во вторник на фоне Дизельгейта — сводный индекс крупнейших предприятий региона Stoxx Europe 600 снизился по итогам торгов на 3,12%, до 346,67 пункта. Акции автомобилестроительных компаний Daimler AG и BMW AG снизились в цене соответственно на 6,1% и 5,1%, Peugeot потерял 8,8%, Renault — 7,1%.
Партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто не исключил, что этот скандал инициирован конкурентами Volkswagen, в первую очередь из Южной Кореи и Японии.
Каких ещё автопроизводителей обвиняли в сокрытии информации?
В 2000 году в американских СМИ появился ряд публикаций о том, что покрышки Firestone в некоторых случаях могут перегреваться и лопаться во время движения машин. Компании пришлось отозвать из продажи 6,5 млн своих покрышек. В результате скандала капитализация компании сократилась в два раза, а ущерб составил около $4 млрд.
С 2009 года Toyota отозвала по всему миру более 10 млн автомобилей из-за «залипания» педали газа — этот дефект заставлял машины самопроизвольно ускоряться. Чтобы урегулировать конфликт с американскими властями, компания выплатила рекордный для отрасли штраф в $1,2 млрд. Затраты на ремонт дефектных автомобилей оцениваются в $2 млрд.
В 2015 году компания General Motors уволила 15 топ-менеджеров и выплатила властям США $900 млн в качестве штрафа за сокрытие информации о неисправностях в системе зажигания. Затраты компании на это составили около $2,5 млрд, компенсации пострадавшим в авариях могут превысить $1 млрд.