20 января 2016 в 18:15

«Нас называли оккупантами»: Как российские компании работают на Украине

Два года после Евромайдана
После начала конфликта России и Украины прошло два года. Страны ввели взаимные санкции, но некоторым компаниям удалось сохранить своё присутствие на соседствующем рынке. «Секрет» выяснил, как российские компании работают на Украине.
«Нас называли оккупантами»: Как российские компании работают на Украине

После начала конфликта России и Украины прошло два года. Страны ввели взаимные санкции, но некоторым компаниям удалось сохранить своё присутствие на соседствующем рынке. «Секрет» выяснил, как российские компании работают на Украине.

«Нас называли оккупантами»: Как российские компании работают на Украине

Александр Ким Основатель сервиса бронирования экскурсий Sputnik8

Изначально мы работали только в Петербурге, но весной 2013 года начали расширяться и запустились в Киеве. Киев — это третий русскоязычный город мира, очень популярный среди российских туристов. По благосостоянию он находился на уровне Петербурга. Мы делали большую ставку на Киев и Украину в целом.

Летний сезон 2013 года прошёл хорошо, а осенью начались проблемы. Из-за протестов россияне перестали ездить в Киев, считая это небезопасным. Тем не менее они всё ещё были готовы ездить в Крым. В конце 2013 года мы решили подготовиться к летнему сезону в Крыму. Но весной 2014 года Крым стал «наш», и туризм там тоже заглох. До этих событий около половины туристов в Крыму были украинцами и половина — россиянами. Сегодня остались только россияне. После Донбасса россияне и украинцы окончательно перестали ездить друг к другу туристами.

Из-за геополитических конфликтов отношение к нам резко изменилось. Мы часто получали гневные и неадекватные сообщения от туристов и работающих с нами украинских гидов. Туристы не хотели платить как российской компании, так и в российских рублях. А разгневанные гиды в Крыму отказывались сотрудничать с оккупантами.

Перспектив нашей работы на украинском рынке нет никаких. Мы решили прекратить вкладывать какие-либо средства в это направление, но местные гиды всё ещё могут использовать нашу платформу. У них ещё бывают какие-то заказы от местных жителей и случайные от иностранных туристов, но с таким средним чеком они не имеют никакого веса.

Туристы с Украины обеднели ещё сильнее российских — средняя зарплата украинцев снизилась до уровня стран третьего мира и на прежний уровень поднимется нескоро. Закрытие авиасообщения вконец убило даже транзитный туризм. Спустя два года после Майдана осталась куча проблем, но новых возможностей не появилось. Надежд на восстановление туристического рынка в Украине и в целом экономики страны в ближайшие три-пять лет у меня нет.

«Нас называли оккупантами»: Как российские компании работают на Украине

Владимир Ивлиев Основатель системы для поиска тендеров FindTenders

Наш бизнес связан с государственными и коммерческими тендерами. В России государственных тендеров намного больше, чем открытых закупок частных компаний. А на Украине в 2013 году, когда мы туда выходили, было наоборот: намного больше было закупок энергетических и металлургических компаний. Большинство таких предприятий базировались на востоке страны. На тот момент на Украине у нас практически не было конкурентов: местные компании, работающие в этой сфере, отставали от российских аналогов года на три-четыре. После событий на Майдане начались проблемы как раз в тех регионах, которые вносили основной вклад в украинские тендеры.

У украинских поставщиков возникло две проблемы. Первая — общая нехватка денег, в том числе и на покупку нашего программного обеспечения. Заказчики перестали платить поставщикам даже по уже выполненным заказам, и компании переставали принимать участие в торгах. Вторая — малое количество тендеров в программе. Так как основные площадки отвалились из-за событий на востоке Украины, то общее количество ежедневно публикуемых заказов уменьшилось в разы. И, как следствие, уменьшилась потребность в услугах агрегатора.

Ситуация начала меняться во второй половине 2015 года. Для увеличения прозрачности госзакупок в стране группой общественных активистов было внедрена бесплатная аналитическая программа «Прозорро», через которую можно отслеживать происходящее с закупками госкомпаний, которые по каким-то причинам не публикуют информацию на официальном сайте госзакупок Украины. К ней подключилось несколько торговых систем, конкурирующих между собой за ведение закупок того или иного государственного учреждения. Мы добавили данные системы в нашу поисковую программу, и вторая проблема практически разрешилась. Но первая проблема до сих пор актуальна. Хотя в целом на рынке наблюдается некоторое оживление, появилось ощущение света в конце туннеля.

Предвзятого отношения к нам нет, так как мы не афишируем, что мы изначально российская компания. У нас все сотрудники местные, юридическое лицо тоже местное, сайт на украинском домене, программа работает на двух языках. Но российское происхождение мы не афишируем не из-за страха, просто с локализацией работать легче.

«Нас называли оккупантами»: Как российские компании работают на Украине

Ульф Шнайдер Генеральный директор консалтинговой компании Schneider Group

У нас есть офисы как в России, так и в Украине, и в последнее время мы сталкиваемся с более формальным отношением со стороны государственных органов обеих стран из-за бюджетных проблем. Например, налоговые службы России и Украины стали проводить более частые и внимательные проверки.

Также в последние два года мы действительно столкнулись со сложностями в различных направлениях деятельности. В первую очередь, к примеру, мы заметили, что коллегам из наших офисов в Киеве и Москве стало сложнее общаться друг с другом. Тогда мы организовали поездку для наших московских сотрудников в Киев, где они вместе со своими киевскими коллегами провели приятные выходные. Также мы организовали велопробег для наших коллег из киевского, минского и московского офисов по району пересечения границ Украины, Беоруссии и России. Эти меры очень помогли нам вновь сблизить наших коллег, а взаимодействие между нашими офисами в Киеве и в Москве улучшилось.

Что касается украинского рынка, большинство клиентов нашего киевского офиса продолжают работать на нём, но они сталкиваются с серьёзными экономическими вызовами. С другой стороны, некоторые западные компании именно сейчас задумываются о выходе на украинский рынок. Им интересны и информационные технологии, и центры общего обслуживания, включая кол-центры. Тем не менее нельзя сказать, что это массовое явление, так как большинство из этих проектов пока находятся на этапе планирования.

В подготовке материала принимала участие Елена Останина. Фотография на обложке: Jessica Rinaldi / The Boston Globe via Getty Images

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме