«Бюсты перебор, но история не складывается только из хорошего и плохого»
Игроки рынка детских товаров — о скандале с Третьим рейхом и свастикойСледственный комитет России возбудил уголовное дело против магазина исторических моделей «Техника молодёжи». В павильоне компании в «Центральном детском магазине» (ЦДМ) продавались бюсты военных преступников Третьего рейха со свастикой и рунами. СК счёл это разжиганием межнациональной розни: их изъяли из продажи, обыски прошли в других торговых точках сети, а также в доме директора «Техники молодёжи» Бориса Сумарокова.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело против магазина исторических моделей «Техника молодёжи». В павильоне компании в «Центральном детском магазине» (ЦДМ) продавались бюсты военных преступников Третьего рейха со свастикой и рунами. СК счёл это разжиганием межнациональной розни: их изъяли из продажи, обыски прошли в других торговых точках сети, а также в доме директора «Техники молодёжи» Бориса Сумарокова.
Сумароков считает, что стал жертвой выяснения отношений между ЦДМ и сетью «Детский мир», место которой занял Hamleys. В ЦДМ отвергли все обвинения, заявив, что этот скандал — большой удар по имиджу, и он не может быть выгоден торговому центру.
Так или иначе, Следственный комитет пошёл на поиски точек с аналогичными товарами. Следом отправился Роспатриотцентр — организация Росмолодёжи. Там заявили о том, что добровольцы будут искать и фотографировать места продажи вещей с нацистской символикой. Всполошились продавцы игрушек: в текущем законодательстве не уточнено, когда использовать немецкую военную символику можно для исторической достоверности, а когда это становится пропагандой.
«Секрет» поговорил с участниками о рынка о возможных потерях.
Антонина Цицулина Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров
Если подойти к исполнению закона формально и изымать любые наборы солдатиков и машинок, посвящённые Великой Отечественной войне, то это тысячи и тысячи наименований продукции. В категории стендового моделизма в России огромной популярностью пользуются модели и панорамы, посвящённые этой теме. Закон должен подробно описывать, какая атрибутика, отличающая одно войско от другого, может быть использована, но пока этого нет. Мы рекомендуем компаниям изъять из продажи всё, на чём есть явная нацистская символика. Потом будем смотреть, как это скажется на рынке исторической игрушки и книжки. Хотя в предверии Дня Победы мы, наоборот, ожидали всплеска продаж. Для индустрии это значимый календарный праздник.
Чтобы решить этот вопрос, мы направили запросы в Минюст, Минпромторг, Минобрнауки и другие ведомства. Думаю, история с магазином в ЦДМ положит начало большому диалогу. Всегда есть тонкая грань между пропагандой и историей, но её можно нащупать без открытия уголовных дел. Хотя я была на открытии ЦДМ и подошла к этому магазину. Витрина производила жуткое впечатление: всё было в свастике. Я попросила продавцов выставить на витрину и игрушки российского производства. Мне сказали: «Сейчас выставим, у нас всё есть». Если бы стояли и советские бюсты и техника, думаю, это не произвело бы такого тяжёлого впечатления.
Я не знаю, получится ли из проверок Росмолодёжи что-то хорошее (волонтёры будут искать и фотографировать точки продаж вещей с нацистской символикой. — Прим. ред.). Толк от таких инициатив бывает только при соблюдении закона. Есть право предпринимателя ограничивать съёмку в магазинах. С другой стороны, есть закон об общественном контроле, который позволяет снимать Обществу защиты прав потребителей. Не знаю, обладает ли таким правом данная уважаемая организация.
Сергей Представитель компании «Моделист»
В какой-то степени мы все в зоне риска. Запреты в большей степени от незнания истории и того, что такое свастика. Многие понятия подменяются, это каждый год происходит. Мы уже привыкли. Но мы изначально проверяем всю базу на соответствие законодательству, у нас не продаются модели техники с запрещённой символикой. Хотя я считаю, это уже личное дело каждого. Если человек увлекается историей, то это его право — склеить советский танк, а потом и немецкий.
Конечно, бюсты, которые продавались в «Технике молодёжи», — перебор. Но с другой стороны, это исторические персонажи. История не может складываться только из хорошего или плохого.
Дмитрий Кибкало Oснователь сети магазинов настольных игр «Мосигра»
Я эту новость услышал сегодня утром, и сейчас мы проверяем нашу продукцию: смотрим, есть ли в наших военно-исторических играх свастики. Если что-то найдём, то снимем с продажи. Не думаю, что для нас это будут большие потери. У нас исторические игры — это не такой большой процент продаж, модели мы не выпускаем.
Артём Радин Замгендиректора производителя сборных моделей «Звезда»
Бизнес нашей компании никак не страдает от запрета на использование нацисткой символики. Хотя в своей продукции мы стараемся передать историю максимально достоверно, мы всегда следим за тем, чтобы на игрушках её не было. Мы не ждём претензий со стороны Следственного комитета. Более того, компетентные органы могут убедиться, что наша продукция не несёт никакой угрозы для детской аудитории. Также мы не видим никакой серьёзной угрозы для бизнеса, даже если придётся изъять из оборота все модели немецкой армии.
Продажа бюстов с запрещённой символикой неприемлема, однако вряд ли руководители магазина преследовали цели такой пропаганды. Наш сайт сейчас не работает, но это никак не связано с инцидентом в ЦДМ. Несколько недель назад мы провели реконструкцию сайта, и он всё ещё находится в режиме тестирования, поэтому не выдержал натиска посетителей в выходные. Сайт возобновит свою работу в ближайшее время.