secretmag.ru
Опубликовано 17 марта 2016, 17:33

Как скандал с Шараповой изменил спрос на мельдоний в России

Допинг стал модным препаратом

Скандал вокруг российской теннисистки Марии Шараповой, в допинг-пробе которой обнаружен запрещенный с 1 января 2016 года мельдоний, сыграл на руку продавцам лекарств. Аптечные сети и производители отмечают рост спроса на этот препарат. «Секрет» узнал у участников рынка, как долго ажиотаж вокруг мельдония продлится и к какому результату он приведет в долгосрочной перспективе.

Как скандал с Шараповой изменил спрос на мельдоний в России

Скандал вокруг российской теннисистки Марии Шараповой, в допинг-пробе которой обнаружен запрещенный с 1 января 2016 года мельдоний, сыграл на руку продавцам лекарств. Аптечные сети и производители отмечают рост спроса на этот препарат. «Секрет» узнал у участников рынка, как долго ажиотаж вокруг мельдония продлится и к какому результату он приведет в долгосрочной перспективе.

Дмитрий Орехов
Директор по стратегическому развитию Горздрава

Да, с началом допингового скандала спрос на мельдоний существенно вырос, в 5-7 раз. Препарат выпускается в ампулах и капсулах, запас последних заканчивается, к концу нынешней недели мы ожидаем новую поставку. Если раньше его покупал только узкий круг специалистов, то теперь за препаратом стали обращаться люди, которым он просто подходит по фармацевтическому действию. То есть, те, кто предрасположен к болезням сердца, либо активно занимается спортом. Безусловно, для них скандал с участием топовых спортсменов стал своего рода рекламной кампанией мельдония. Мне кажется, ажиотажный спрос спадет не скоро.

Артур Беленко
Коммерческий директор сети аптек «Мицар»

Уровень продаж мельдония увеличился более чем на 100%. Но дело в том, что сами продажи при этом остаются очень низкими: если раньше на одном объекте продавались 1-2 упаковки препарата, то сейчас — 3-4. Я думаю, что основу повышенного спроса составляют не новые покупатели, а те, кто и так принимал мельдоний. Это не столько спортстмены (для повышения спортивных результатов его нужно принимать разово, за несколько часов до начала соревнования), сколько люди после инфаркта и инсульта. Им назначают мельдоний в рамках курса, и они могут опасаться, что препарат будет изъят из обращения. Но на мой взгляд эти страхи беспочвенны: мы неоднократно сталкивались с признанием довольно безобидного препарата допингом. К примеру, мочегонное средство фурасимид попало в антидопинговый список ВАД три года назад. Однако ни всплеска продаж, ни изъятия его из оборота не произошло. Думаю, скоро и этот скандал уляжется и продажи мельдония вернутся на прежний уровень.

Ирина Скворцова
Директор по исследованиям в области здравоохранения Magram Market Research

Не сомневаюсь, что изменение спроса наблюдали все. По нашим оценкам, подъем продаж составил 15-20%. Мне кажется, что обеспечили такой спрос в первую очередь люди, которые впервые услышали про мельдоний и захотели попробовать препарат, который, как выясняется, применяли лучшие спортсмены. Хотя это рецептурное средство, мельдоний не входит в число препаратов строгой отчетности — так что его можно без особых усилий купить и без рецепта. Вообще спрос на лекарства в России нестабильный и, я думаю, ажиотаж очень скоро уляжется. Продажи вернутся на прежний уровень буквально через пару недель, когда скандал начнет забываться.

Александр Еременко
Управляющий директор брендингового агентства Brandlab

Я не сторонник конспирологических теорий и уверен, что скандал вокруг мельдония — не рекламная кампания. Как минимум потому, что происходящее может сказаться на продажах препарата непредсказуемо. После скандала спортсмены, которые раньше его использовали, возможно, откажутся от мельдония, и в долгосрочной перспективе спрос снизится. Однако в моменте мы наблюдаем положительный эффект, продажи растут. Думаю, их обеспечивает так называемая прослойка «предпрофессионалов», которые занимаются спортом ежедневно, но не входят в топовую когорту. Для них спортсмены уровня Шараповой, безусловно, «опинион мейкеры».

Если же, ради эксперимента, рассмотреть скандал как рекламную компанию, она кажется нелогичной. В рекламе медицинских препаратов, как правило, не участвуют звезды — разве что пожилые. Селебрети привлекают в компанию, чтобы повысить её эмоциональный накал, предложить потребителю способ подняться на более высокий социальный уровень. Звезды продают мечту. А мечта и медицинские препараты — понятия из разных миров.

Фотография на обложке: «Wayne Wilson» / Flickr / CC BY-SA 3.0