Как Uber потерял $800 млн за три месяца
Откуда у сервиса огромные убыткиВ III квартале 2016 года убыток Uber до вычета процентов, налогов и амортизации основных средств составил более $800 млн, сообщил Financial Times со ссылкой на свои источники. Uber Technologies не является публичной компанией, но каждые три месяца в ходе конференц-call с инвесторами раскрывает свои показатели.
В третьем квартале 2016 года убыток Uber до вычета процентов, налогов и амортизации основных средств составил более $800 млн, сообщил Financial Times со ссылкой на свои источники. Uber Technologies не является публичной компанией, но каждые три месяца в ходе конференц-кола с инвесторами раскрывает свои показатели.
Сервис отчитался об убытках не впервые: во втором квартале 2016 года потери достигли $750 млн — на 35% больше прошлогоднего показателя. В первом квартале Uber недосчитался $520 млн. Всего за девять месяцев 2016 года сервис понёс убытки в размере $2,2 млрд, а к концу года потери могут вырасти до $3 млрд, посчитал Bloomberg. При этом сама компания оценивается в $69 млрд, что больше совокупной стоимости Twitter и General Motors.
По данным Bloomberg, за семь лет существования Uber потеряла не менее $4 млрд. «Вы с трудом отыщете ещё одну технологическую компанию, которая бы столь быстро теряла деньги, — цитирует издание профессора Нью-Йоркского университета Асвата Дамодарана. — Для частной компании, которой удалось получить от инвесторов столько денег, сколько получил Uber, это беспрецедентный случай».
«Секрет» объясняет, что привело компанию к огромным финансовым потерям.
Демпинг
Uber контролирует порядка 84–87% рынка США. Тем не менее компания вынуждена постоянно вести ценовую войну с конкурентами. Главным соперником Uber в США является Lyft. В июле Uber обработал порядка 62 млн заказов, на долю Lyft пришлось 13,9 млн. Главный конкурент Uber тоже несёт потери в борьбе за клиентов, но не такие значительные: по данным Lyft, речь идёт о сумме менее $50 млн в месяц, то есть $150 млн в квартал.
Uber не только стремится доминировать на рынках, где уже присутствует, — компания постоянно расширяет географию. Во всех странах у сервиса Трэвиса Каланика есть недоброжелатели. В Киеве, Париже, Джакарте, Буэнос-Айресе и сотнях других городов Uber ненавидят местные таксисты, недовольные несправедливой, по их словам, ценовой политикой. В ряде стран перевозчики устраивают массовые протесты против сервиса: лицензированные водители не могут соперничать с расценками водителей Uber. Ценовая война станет причиной как минимум ещё нескольких убыточных кварталов компании, предрекают аналитики.
Дотирование водителей
Из-за агрессивной экспансии на новые рынки Uber фактически работает себе в убыток. Низкую стоимость поездок компания компенсирует водителям из бюджета. За каждого клиента Uber доплачивает бонусы, благодаря которым реальная цена выезда для водителя выше, чем для клиента. Снизить плату водителям за каждый выполненный заказ сервис не может — средний доход перевозчика в час должен быть стабильным, если он вдруг оказался меньше, компания обязана покрыть недостачу.
В зависимости от города, по России средний доход водителя в час составляет 350–700 рублей. Минимальный тариф на перевозки в мобильных приложениях — 49–50 руб. Противники Uber уверены, что ради рекламы и снижения цен компания с огромным бюджетом готова доплачивать водителям деньги за убыточные перевозки, нарушая тем самым закон о защите конкуренции. Во втором квартале, помимо расходов на дотации, Uber был вынужден выплатить около $100 млн компенсаций для заключения мирового соглашения с водителями, требующими признания их штатными сотрудниками компании.
Конкуренты
Особенно сильно на деятельность Uber повлиял китайский рынок, где компания сражалась за клиентов с местным гигантом транспортного рынка — онлайн-сервисом Didi Chuxing. Деятельность Uber China выливалась в примерно $1 млрд убытка в год, и в начале августа Uber объявил о продаже своего дочернего подразделения конкуренту, а китайцы согласились инвестировать $1 млрд в Uber Global.
Китайцы не дают Каланику расслабиться: в 2015 году Didi Chuxing инвестировала $100 млн в главного конкурента Uber на американском рынке — Lyft. Didi также сотрудничает с разработчиком индийского приложения для заказа авто Ola (индийское подразделение Uber тоже убыточно. — Прим. «Секрета»). В сентябре 2016 года Didi, предположительно, инвестировала около $100 млн в сингапурский сервис вызова такси Grab. Поддержка конкурентов Uber в разных странах со стороны Didi направлена на борьбу с монополией американской компании в этом секторе. Сама Didi в мае 2016 года получила $1 млрд инвестиций от Apple. По словам директора Apple Тима Кука, этот шаг поможет его компании понять механизм работы развивающихся рынков.
Затраты на разработки
Помимо расходов на операционную деятельность Uber активно инвестирует в различные технологии. В начале декабря Uber Technologies объявил о создании собственной лаборатории, которая будет работать над искусственным интеллектом. Одновременно с этим компания анонсировала приобретение стартапа Geometric Intelligence, который специализируется на проблемах искусственного интеллекта и машинном обучении.
Uber также активно интересуется рынком беспилотных автомобилей, компания уже создала центр по изучению соответствующих технологий и наняла нескольких профессоров из Университета Карнеги — Меллон, одного из главных центров по разработкам в сфере беспилотных автомобилей и искусственного интеллекта. Также в нынешнем году Uber купил стартап Otto, специализирующийся на беспилотных транспортных средствах.
В марте в СМИ появилась информация о контракте Uber с Daimler на поставку 100 000 автомобилей Mercedes-Benz S-Class. Учитывая, что сервис никогда не имел своего автопарка, информация о возможной сделке выглядела по меньшей мере странно. Тут же стали выдвигаться гипотезы, зачем владельцам понадобилось столько автомобилей. Большинство уверяло, что Uber решил тестировать первые беспилотники на базе Mercedes. Представители Uber и Daimler сделку никак не прокомментировали, однако ранее руководство сервиса допускало, что компания может полностью перейти на беспилотные такси и отказаться от услуг 1,5 млн водителей.
В июле сервис заявил о планах потратить $500 млн на создание собственных карт для водителей и прекратить использование Google Maps. Получив собственные карты, Uber избавится от необходимости платить Google за использование данных, однако, как полагают игроки рынка, за этим решением стоит и ещё одна цель: Uber хочет максимально дистанцироваться от Google. На раннем этапе компания была инвестором Uber, а сейчас может стать прямым конкурентом на рынке беспилотных автомобилей.
Фотография на обложке: EPA