Дэвид Боуи: Первый интернет-предприниматель среди музыкантов
Бизнес-пророчества великого артистаМузыкант Дэвид Боуи скончался 10 января в возрасте 69-ти лет, об этом сообщили его представители на странице артиста в Facebook. За два дня до смерти Боуи отпраздновал день рождения и выпустил свой последний альбом Blackstar. «Секрет» вспоминает великого музыканта, который также был одним из первых интернет-предпринимателей в мире и предвосхитил эпоху социальных сетей, общаясь со своими поклонниками на форуме собственного сайта
Музыкант Дэвид Боуи скончался 10 января 2016 года в возрасте 69 лет. За два дня до смерти Боуи отпраздновал день рождения и выпустил свой последний альбом Blackstar. «Секрет» вспоминает великого музыканта, который также был одним из первых интернет-предпринимателей в мире и предвосхитил эпоху социальных сетей, общаясь со своими поклонниками на форуме собственного сайта.
Эпатажные наряды, яркий грим, андрогинность, театрализованное шоу вместо концерта — Боуи всегда был одним из самых ярких явлений на сцене и слегка опережал время, вдохновляя коллег по шоу-бизнесу на эксперименты, причём не только со звуком и сценическим образом.
Боуи всегда интересовался новациями и технологиями и в 1996 году стал первым большим артистом, выпустившим новую песню (Telling Lies) в интернете. У Боуи уже был собственный сайт, он переписывался с поклонниками по почте и поощрял их творчество — видеоклипы и миксы, созданные на его песни. В 1997 году он попытался провести интернет-трансляцию бостонского концерта, правда, большинство зрителей не смогли как следует увидеть и услышать певца, так как качество связи в 90-х было низким.
А в следующем году Боуи стал одним из первых интернет-предпринимателей. В 1998 году он создал интернет-провайдер BowieNet. В то время интернетом пользовалось меньше половины американцев, а провайдером-монополистом был гигант AOL. Боуи установил тариф в $19,95 за месяц пользования интернетом, при этом дал возможность бесплатно получить 20 МБ трафика, чтобы создать адрес электронной почты и домашнюю страницу на домене BowieNet. Артист часто чатился с поклонниками и приобщал друзей-музыкантов к миру интернета. Сайт Боуи стал настоящим медиа с огромным архивом фотографий, видеороликов, интервью, новостной лентой и форумом. На фоне обычных для поздних 90-х сайтов-визиток Боуи создавал новую технологичную платформу.
Боуи было важно приобщать новых людей к своей музыке, к миру будущего, к удивительным и новаторским экспериментам. Он быстро понял, какие возможности даёт интернет, и создал компанию Ultrastar, чтобы транслировать концерты, показывать видео с выставок современного искусства, позволять пользователям интернета слушать новую музыку и просвещаться. Обычное дело сейчас — революция тогда. Боуи заключал контракты с производителями первых интернет-игр, позволяя им использовать не только свою музыку как саундтрек, но и свой образ в качестве персонажа. В 2000 году он даже стал сооснователем интернет-банка Bowie Bank и поместил на пластиковые карточки свою фотографию.
В 1997 году музыкант выпустил облигации имени самого себя, бумаги Bowie Bonds имели десятилетний срок обращения и выпускались под залог роялти от продажи альбомов, записанных до 1990 года. Музыкант рассудил: «В течение десяти лет я получу огромную сумму денег от продажи старых записей, но наличные нужны мне прямо сейчас». Агентство Moody's сочло Bowie Bonds надёжными бумагами с низким риском дефолта — продав облигации, Боуи получил $55 млн. Разработать схему музыканту помог финансист Девид Пуллман, он начал оказывать услуги по выпуску облигаций другим артистам и музыкальным студиям, ему удалось разместить бумаги звукозаписывающего лейбла Motown на $30 млн и музыканта Джейка Хукера (которому принадлежали права на известную песню I Love Rock'n'Roll). Увы, с появлением стриминговых интернет-сервисов продажи дисков резко сократились, и бумаги Боуи приобрели мусорный рейтинг. Инвесторы, вероятно, не вернули своих денег, но рынок оценил новаторскую идею Боуи.
Музыкант Дэвид Боуи создал множество образов, повлиявших на массовую культуру ХХ века и влияющих до сих пор на людей ХХI века — его тонкое лицо с нарисованной молнией знают даже те, кто не может напеть ни одной песни артиста. Боуи чувствовал время так тонко, что, улавливая малейшие колебания настроений, мог опередить всех, предложив публике и шоу-бизнесу новую моду, новые образы и новые тренды. «Контекст и контент меняются и скоро будут совершенно другими, не похожими на всё, что мы знаем сейчас. Взаимодействие пользователя и производителя станет совершенно иным и разрушит наши представления о том, что такое медиа», — говорил Боуи-визионер в интервью в ответ на вопрос, что такое интернет и зачем великому музыканту копаться в Сети. В 2006 году технологическая компания Боуи закрылась — пузырь доткомов лопнул, мир изменился, и артист, как всегда, уловил эти перемены и отправился на поиски чего-то нового.
В 2012 году перестал существовать BowieNet. За это время Боуи, пионер интернет-индустрии от шоу-бизнеса, экспериментировал со всеми форматами: он проводил видеоконференции, создал интернет-радио, на котором сам работал диджеем, позволил пользователям форума создавать 3D-аватарки, играть в игры и общаться, дописывать и переписывать тексты собственных песен и т. д. В другом интервью он говорил: «Я убеждён, через десять лет не будет копирайта, понятие авторского права перестанет существовать. Скоро музыка станет таким же явлением, как электричество в вашем доме или вода, бегущая из крана». Когда его спросили: «Если бы ты начинал сейчас, ты стал бы музыкантом?», он ответил: «Нет. Во времена моей юности быть музыкантом означало быть бунтарём. Слушать музыку было сложно — не было MTV, не было индустрии, и мне казалось, что вот там, в этой плоскости, — возможность изменить мир. Сейчас такой возможности у музыкантов нет. Знамя перехватил интернет».
Фотография на обложке: The LIFE Picture Collection/Getty Images