secretmag.ru
Опубликовано 19 февраля 2016, 18:56

Причины ареста Дмитрия Каменщика и реакция бизнеса

Посадка в Домодедово

Есть мнение, что в современной России так было всегда, и нечему здесь удивляться. Это не так. Ещё десять лет назад, комментируя споры структур Дмитрия Каменщика с Росимуществом, Владимир Путин говорил, что «государство не должно разрушать успешно функционирующий бизнес».

Причины ареста Дмитрия Каменщика и реакция бизнеса

Следствие передумало заключать владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика под стражу. За миллиардера, который пришёл вчера на допрос в спортивном костюме и с вещами, на заседании Басманного суда вступился представитель прокуратуры. Пока — домашний арест.

Эта история началась очень давно. Структуры Каменщика работают в Домодедово с начала 1990-х. В 1998 году они получили в аренду на 75 лет аэродром (взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки и стоянки воздушных судов), в 2001-м под их контроль перешли прочие объекты. Ровно с тех пор Домодедово и воюет с государством.

В 2003 году Росимущество впервые попыталось оспорить невыгодный договор, по которому арендатор должен был платить всего 3 млн рублей в год (даже по тем временам это было очень немного — более скромный аэропорт Внуково платил в разы больше). При этом было известно, что годовая выручка Домодедово в 2003 году была близка к 20 млрд рублей (в 2014-м выручка составила 41,25 млрд рублей, EBITDA — 17,25 млрд рублей). В 2006 году дело закончилось мировым соглашением (платежи в пользу государства были увеличены до 92 млн рублей в год).

«Нас проверяют по пожарной линии, проверяет Ростехнадзор, ФСБ, Ространснадзор. И после проверок возникают вещи, которые могут истолковываться нами как незаконные. Судебных дел с подозрением на рейдерские у нас более 130, — рассказывал Каменщик в 2008 году. — Любая ошибка, которую мы можем совершить в нашем хозяйстве, обязательно будет вытащена наружу под уголовным углом зрения, а если государственный орган при проверке чего-то не заметит, рейдер ему подскажет».

24 января 2011 года ошибку, которая может стать роковой для бизнеса Каменщика, совершил полицейский, пропустивший без досмотра в зал прилёта международных рейсов Домодедово террориста-смертника Магомеда Евлоева. Взрыв мощностью не менее 5 кг в тротиловом эквиваленте унёс жизни 37 человек. «За это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает решения, менеджмент» — таким было одно из первых высказываний президента Дмитрия Медведева. Позже аналогичные заявления сделали представители Национального антитеррористического комитета и Следственного комитета.

Уголовное дело, возбуждённое в отношении полицейских и сотрудников аэропорта, развалилось весной 2012 года. «На момент совершения террористического акта отсутствовали нормативные акты, регламентирующие порядок действий субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности — требования Минтранса России были разработаны уже после теракта» — это заявление до сих пор доступно на сайте Следственного комитета. Сейчас Каменщику и его подчинённым, которые в свою защиту приводят именно этот аргумент, инкриминируют уже другую статью — «Оказание опасных услуг». По версии следствия, администрация аэропорта решила сэкономить на реконструкции и вместо того, чтобы расширить входы в здание и таким образом уменьшить очереди на вход, сделала процедуру досмотра более мягкой. О том, что новый регламент досмотра нарушил какие угодно требования, уже не говорится.

Возобновление уголовного преследования администрации Домодедово может быть связано с тем, что Каменщик не хочет участвовать в объединении столичных аэропортов в единый комплекс — этот проект сейчас входит в активную фазу. 11 февраля на сайте правительства было опубликовано распоряжение, согласно которому предприниматель Аркадий Ротенберг и его партнёры получают более 68% аэропорта Шереметьево. В сентябре Владимир Путин поручил увеличить долю частных акционеров и во Внуково. Источники «Коммерсанта» в авиаотрасли называют происходящее с Каменщиком «чётким сигналом к тому, что будут развиваться планы глубокой интеграции трёх московских аэропортов — но уже с применением силовых методов».

Бизнес-омбудсмен Борис Титов, недавно объявивший о перезапуске своей политической карьеры, происходящее не комментирует. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил, что пока не будет вступаться за бизнесмена, как он сделал, когда в 2014 году в похожей ситуации оказался другой миллиардер — глава АФК «Система» Владимир Евтушенков. Впрочем, не исключено, что дело рассмотрит «группа по взаимодействию бизнеса и правоохранительных органов», о создании которой Шохин недавно договорился с Владимиром Путиным.

Договор аренды, который сделал Дмитрия Каменщика хозяином Домодедово, действует до 2073 года. Чему учит арест Дмитрий Каменщика? Тому, что так далеко в России заглядывать нельзя. Произойти может что угодно, и к этому нужно быть готовым. «Ну как так можно собраться и в тюрьму пойти? Вообще, если мы все так будем делать, никого не останется», — сказала по этому поводу Наталия Филёва, совладелица авиакомпании S7 Airlines, крупнейшего клиента Домодедово.

Есть мнение, что в современной России так было всегда, и нечему здесь особенно удивляться. Это не так. Ещё десять лет назад, комментируя споры структур Каменщика с Росимуществом, Владимир Путин говорил, что «государство своими действиями не должно разрушать успешно функционирующий бизнес».

Фотография на обложке: Георгий Шпикалов / ТАСС