secretmag.ru
Опубликовано 29 апреля 2015, 14:17

Почему антипиратский закон поможет всем

Аргументы владельца музыкального сервиса

1 мая вступает в силу вторая часть поправок в «антипиратский закон». Теперь сайты, нелегально распространяющие музыку, электронные книги, программное обеспечение, могут быть до суда заблокированы по просьбе правообладателя. Закон часто ругают за несвоевременность и за то, что он защищает интересы исключительно крупных игроков рынка. Но основатель инди-лейбла Тamrecords и музыкального сервиса Boostframe Евгений Бесман с этим не согласен. Он рассказал «Секрету», почему новые поправки — это благо для всех.

Почему антипиратский закон поможет всем

1 мая вступает в силу вторая часть поправок в «антипиратский закон». Теперь правообладатели имеют право требовать удалить с сайта нелегальный контент до обращения в суд. Закон часто ругают за несвоевременность и за то, что он защищает интересы исключительно крупных игроков рынка. Но основатель инди-лейбла Тamrecords и музыкального сервиса Boostframe Евгений Бесман с этим не согласен. Бесман рассказал «Секрету», почему новые поправки — это благо для всех.

«Почти все пиратские сайты работают по одной схеме. Их владельцы привлекают посредников, которые покупают лицензионный контент: музыку, книги, фильмы. Посредники выкладывают его на сайт и зарабатывают на рекламе. Правообладателю в этом случае придётся пройти все круги ада, чтобы доказать, что его произведение используется незаконно. Это долго.

Поправки, вступающие в силу 1 мая, упрощают этот процесс. Они чётко запрещают заниматься пиратством в интернете и предусматривают досудебный порядок урегулирования вопросов. Также сайты пиратов-рецидивистов можно будет закрыть навсегда — если правообладатель дважды и более выигрывает судебный процесс против одного и того же ресурса. И несмотря на всю критику закона, он принят очень своевременно. Заложена почва для развития честного, цивилизованного бизнеса. Общество трансформируется, появляется всё больше пользователей, готовых платить за контент. Причём они делают это с удовольствием, потому что понимают, что тем самым поддерживают автора. Я вижу это по своему лейблу Тamrecords. За последние 3 –4 года готовность слушателей платить за музыку выросла в среднем на 200 –300%. Раньше мы продавали релиз паре сотен человек, а теперь — тысяче и больше.

Благодаря новым поправкам явно улучшится финансовое положение легальных ресурсов вроде Google Play, iTunes, «Яндекс.Музыки», поскольку поисковики уберут из выдачи пиратские сайты и будут перенаправлять на легальные.

Пираты, думаю, не будут ничего предпринимать до тех пор, пока к ним не начнут обращаться первые правообладатели. Скорее всего, до суда будет доходить редко и они просто сразу будут удалять конкретный контент. Но надо понимать, что изменения в законодательстве по-настоящему помогут лишь крупным компаниям, готовым отстаивать авторские права. А инди-авторы не будут особо заморачиваться, пытаться что-то закрывать — для кого-то это просто неважно, а тем, у кого совсем небольшая аудитория, пиратство помогает хоть как-то распространить своё творчество в сети. За счёт независимых авторов пиратские ресурсы и продолжат своё существование.

Если только инди-лейблы не придумают, как защитить себя самостоятельно. Мы так и сделали. В нашем сервисе Boostfame специфическая модель монетизации. Мы взяли модель free-to-play, распространённую в онлайн-играх, где игроки могут прокачивать своего персонажа быстрее за необязательные пожертвования, и адаптировали её к музыкальной сфере. Таким образом, мы предлагаем продавать не сам контент, а время до его выхода в свет.

Музыкант представляет свой новый продукт, выкладывая его бесплатно на Boostframe, но создаёт искусственную задержку до времени выхода композиции. Обратный отсчёт идёт в реальном времени: как только таймер доходит до нуля, продукт становится доступен любому зарегистрированному пользователю бесплатно. Пользователи, которые хотят скачать новинку побыстрее, сокращают это время произвольными денежными взносами (авторы сами устанавливают минимальную сумму финансовой поддержки и сроки до скачивания). Люди, ускорявшие выход композиции, получают премиум-версию продукта в HD-качестве и бонусы от автора. Зарабатывать мы планируем только на комиссии с каждого буста (15%).

В среднем получается, что участники инди-сцены электронной музыки (большинство наших бустов сейчас относятся именно к этому жанру) за одну песню получают от 1000 до 5000 рублей. По меркам этой же инди-сцены это неплохо. Даже на Западе независимые авторы, которые начинают сотрудничать с лейблами, получают всего $100–200 или даже совсем ничего. На практике активные аудитории известных авторов закрывают бусты за несколько суток.

Пиратство при такой модели теряет смысл: продукт изначально бесплатен и доступ к нему появляется абсолютно у всех в одно и то же время. Думаю, общий курс на борьбу с пиратством скажется и на нас. Всё больше людей будут финансово поддерживать исполнителей. Это даст шанс на жизнь даже самым маленьким лейблам самых неожиданных музыкальных направлений. И сцена будет всё разнообразнее, и будут все счастливы».

Текст: Дарья Варламова Фотография на обложке: Britta Pedersen/EPA