Вопрос. Стоит ли доверять бизнес-тренерам?
Как отличить профессионала от шарлатанаУ бизнес-тренеров дурная слава. Обещания научить зарабатывать миллион в неделю часто оборачиваются потерей времени и денег. «Секрет» выяснил у предпринимателей и топ-менеджеров, стоит ли доверять бизнес-тренерам.
У бизнес-тренеров дурная слава. Обещания научить зарабатывать миллион в неделю часто оборачиваются потерей времени и денег. «Секрет» выяснил у предпринимателей и топ-менеджеров, стоит ли доверять бизнес-тренерам.
Николай Шестаков Основатель Adventum, Creara, Goapptop.com
За 15 лет работы в разных проектах много бывал на бизнес-тренингах — как для личного «тюнинга», так и для корпоративного. К сожалению, статистика печальна: 90% случаев были неуспешны, из них 3/4 — по вине тренера.
Надо понимать, что иногда руководители компаний, HR-директора, которые привлекают тренера, сами виноваты в провале обучающей программы. Им нужно спросить себя, точно ли обозначена проблемная зона, для которой привлекается тренер, определены ли критерии, по которым в дальнейшем будет оцениваться эффективность обучения, имеет ли тренер опыт работы с компаниями из схожих отраслей и т. д. Все эти вопросы, а также аккуратный поиск рекомендаций о тренере помогут уменьшить вероятность неудачи.
Важно, чтобы инициатор процесса внутри компании понимал психологический портрет группы, с которой будет работать тренер. Для обучения сейлзов бывает достаточно и яркого шоумена без глубокой проработки материала (к сожалению, в 99% случаев теоретическая база в сейлз-тренингах идентична). Например, несколько лет назад в «Яндексе» для своего департамента я приглашал зарубежную звезду — Джона Ван Эйкена, который своим флёром смог прекрасно зарядить сотрудников на успех и закрытие сделок.
Если брать более узкие направления, то тут недостаточно одной красивой картинки. Рекомендую обращать внимание также на то, как тренер проводит подготовительную работу, насколько глубоко погружается в специфику компании, её задачи.
Отдельно я выделяю личных бизнес-тренеров для топов и собственников компании. Здесь всегда хочется задать бизнес тренеру вопрос: если ты такой умный, то почему такой бедный? Чтобы найти бизнес-тренера, который на 100% отвечал бы моим требованиям, пришлось потратить годы.
Алексей Поспехов Основатель Iсonic Mobile
В предпринимательских кругах к бизнес-тренерам относятся скептически. В массе своей (но, конечно, далеко не все) это люди или с нулевыми успехами в реальном бизнесе, или сбитые лётчики, которые не смогли применить свои знания или умения в критический момент. Если у человека успешная отраслевая карьера или бизнес с большим количеством клиентов, выход на международные рынки, то зачем ему продавать себя как говорящую голову?
Чаще всего низкокачественные тренинги проводят специалисты по диджитал-маркетингу, SMM, консалтингу, продажам, предпринимательству и любым другим неотраслевым специализациям. В массе своей эти люди ничем не отличаются от инфобизнесменов и других шарлатанов.
Отдельно подчеркну, что есть крутые бизнес-коучи с узкой специализацией. Они помогают побороть страх перед публичными выступлениями, разобраться с самоощущением и другими внутренними аспектами. Я сам пользовался услугами таких специалистов, которые за конкретное время привели к конкретным результатам.
Иван Пластун Руководитель отдела маркетинга онлайн-сервиса грузоперевозок «Везёт всем»
Далеко не каждый бизнес-тренер — зло. Такой стереотип сложился из-за людей, компетенция которых строится на паре прочитанных книг.
Есть несколько базовых вопросов, которые обязательно нужно задать бизнес-тренеру или его менеджерам до записи на курс. Во-первых, узнать, есть ли у этого человека реальный опыт и результат: на этом этапе обычно отсекаются 60–70%, это как раз «книжные» случаи. Во-вторых, заранее выяснить цели тренинга и понять, что этот человек может дать вам или вашей компании. В-третьих, нелишним будет проверить наличие профильного образования. В-четвёртых, узнать имена его учеников и названия компаний, с которыми он работал. Если курс дорогостоящий, то лучше напрямую связаться с его прошлыми учениками и узнать результаты.
Один мой знакомый очень хотел попасть на тренинг с поэтическим названием вроде «Оторвись от земли: как увеличить доход за две недели». Я отговаривал его, опираясь на аргументы выше, но он был непреклонен. С тренинга друг вернулся расстроенный. Оказалось, что в конце первого занятия бизнес-тренер скромно попросил его занять 5000 рублей: отрыв от земли прошёл не очень успешно.
Евгений Карюк Исполнительный директор компании «Биплан»
Я отношусь к бизнес-тренерам с большим недоверием. Человек, который добился успеха в конкретном деле и востребован в профессии, не будет тратить время на долгие дискуссии, направленные на обучение других людей. Гораздо выгоднее развивать собственное дело и заниматься образованием сотрудников.
Большинство коучей говорят только про идеологию и общий подход к бизнесу, а это можно почерпнуть из других источников: профильной литературы, вебинаров и интернета. Исключение — бизнес-тренеры, которые реализовали известный проект или популярную рекламную кампанию. Таких профессионалов крайне мало.
Мы как-то решили воспользоваться услугами бизнес-тренера, но, созвонившись с ним по телефону и услышав много красивых слов, засомневались в его квалификации. Начали подробнее изучать отзывы в интернете, из которых узнали, что его уроки растягиваются с каждым разом, ценник растёт, а информация полностью дублирует тематическую литературу. Это не заставило нас окончательно отказаться от бизнес-тренингов, просто теперь мы тщательнее выбираем преподавателя и можем переплатить за качество, чтобы не получить урок о возвышенных целях и стремлении к совершенству.