secretmag.ru
Опубликовано 01 марта 2016, 15:28

Как Uber меняет экономику и рынок труда

Скандальная компания подстёгивает не только конкурентов

Чаще всего Uber привлекает к работе не профессиональных таксистов с лицензией, а обычных водителей, которые хотят подзаработать. Такая модель работает и на других рынках, никак не связанных с такси. Прежде всего, новый подход меняет потребности клиентов и возможности работников — даже если не те, ни другие никогда не пользовались Uber.

Как Uber меняет экономику и рынок труда

Одна из самых скандальных компаний мира Uber постоянно находится в состоянии борьбы: её пытаются запретить власти разных стран и атакуют конкуренты. Но несмотря на все сложности, стоимость компании превысила $50 млрд, а количество клиентов постоянно растёт. Всё дело в бизнес-модели, которая получила название fractional employment («дробная занятость»). Чаще всего Uber привлекает к работе не профессиональных таксистов с лицензией, а обычных водителей, которые хотят подзаработать. Такая модель работает и на других рынках, никак не связанных с такси. Основатель курьерской службы «Достависта» Михаил Александровский рассказал, как Uber изменил рынок доставки.

Уберизация экономики

По данным J’son & Partners Consulting, объём рынка экспресс-доставки (в день заказа или на следующий день) в России в 2014 году превысил 52 млрд рублей — это примерно 0,5% от мирового ($216 млрд). Ещё пять лет назад доставка на следующий день считалась премиум-услугой, ждать покупки приходилось минимум три дня. Магазины работали по классической модели — заказы доставлялись штатными курьерами в течение их рабочего дня, обычно с 8 утра до 17 вечера. В среднем в курьерской службе работало около 25 курьеров. В то время купить товар с доставкой можно было только в крупном магазине. С малым бизнесом, который не всегда может даже организовать оплату по безналу, независимым курьерским службам было сотрудничать невыгодно.

Пять лет назад это было нормально, но сегодня бизнес с таким подходом не выживет. Пользователи во всём мире становятся всё более требовательными: если при заказе такси через приложение вроде Uber через пару минут машина будет подана, то почему нужно несколько дней ждать доставку или вообще самому ехать за покупкой?

Развитие технологий породило так называемую on-demand economics («экономику по запросу») — люди хотят получать услуги тогда, когда им это нужно, а не тратить время на ожидание чего бы то ни было от такси до посылки из интернет-магазина. Такая модель услуг называется «мгновенным удовлетворением» (instant gratification) — срочность предоставления услуги становится новым стандартом качества на всех рынках.

Традиционные компании не могут обеспечить необходимую в новых условиях скорость оказания услуг. Это открывает поле деятельности стартапам, которые используют современные технологии для привлечения к работе самозанятых граждан. Распространение такой модели доставки выгодно и небольшим компаниям, которые раньше не могли без сложностей привезти заказ своим клиентам.

Как Uber меняет экономику и рынок труда

© © Uber Rush

Уберизация рынка труда

Модель Uber, при которой водители не состоят в штате компании, а сотрудничают с ней тогда, когда им удобно, меняет рынок труда. Например, на рынке доставки с помощью мобильного приложения курьер может отслеживать заказы и выполнять их, когда ему удобно, совмещая с любыми другими занятиями (кроме нашего сервиса «Достависта», в России так работают Bringo, «Пешкарики», Bringster). Такой подход даёт возможность зарабатывать большему количеству людей. В их числе — молодые люди, которым тяжело найти работу во все времена. В России, по данным Росстата на январь 2016 года, среди безработных доля молодых людей до 25 лет составила 21,5%. На портале HH.ru большая часть резюме публикуется людьми, которые начинают свою карьеру, однако 80% вакансий для молодых специалистов подразумевают полный рабочий день, на что не могут пойти студенты.

Тяжело найти работу и людям старшего возраста. По данным исследования экономистов федерального резервного банка Сент-Луиса, среди тех, кто не может найти работу в США полгода и больше, доля пожилых людей превышает 50% (2013 год).

Подход Uber позволяет всем этим людям найти подходящую работу и самим определить её график. Медианный возраст курьеров сервиса «Достависта» в 2015 году составлял 24 года. При этом ещё в 2013 году средний возраст был на уровне 23 лет. Это произошло за счёт увеличения числа курьеров старшего возраста, чему способствовало и ухудшение экономической ситуации в стране. Тенденция продолжилась, и в январе 2016 года средний возраст курьера нашего сервиса составил уже 30 лет.

Среди потенциальных работников компаний нового типа — любой человек, у которого есть смартфон; сегодня в базе курьерских онлайн-сервисов, по разным оценкам, зарегистрированы до 1% жителей Москвы. Активно развивается направление доставки и на сервисах для поиска исполнителей — до 40% заданий на YouDo.com относятся к сфере доставки. Ни одна курьерская служба традиционного типа не обладает такими ресурсами.

Как Uber меняет экономику и рынок труда

© © Uber Rush

Уберизация против традиционного бизнеса

Развитие технологий напрямую угрожает традиционному бизнесу. Иногда конкуренция принимает жёсткие формы — таксисты по всему миру ведут настоящую войну против Uber. На рынке доставки ситуация спокойнее, но новые игроки уверенно захватывают территорию. Один из мировых лидеров в этом направлении — выполняющая порядка 1 млн доставок в день китайская компания Dada, которая оценивается сейчас больше чем в $1 млрд. А американский проект Postmates — в $500 млн.

Успех подобных компаний обусловлен целым рядом факторов. В условиях кризиса традиционный бизнес не может расширять штат, чтобы выполнять больше заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников простаивает. В то же время сервисы, работающие по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сократить его, когда появится необходимость. Для бизнеса это означает снижение рисков.

Технологии позволяют не только привлекать сотрудников, но и контролировать качество их работы. Если пассажир остался недоволен поездкой или покупатель получил товар с опозданием, с помощью мобильного приложения он может мгновенно оставить негативную оценку и снизить рейтинг исполнителя. Исполнители со средним рейтингом ниже определённого значения автоматически отключаются от системы распределения заказов — качество сервиса поддерживается на высоком уровне.

Несмотря на то что сейчас даже в отрасли такси Uber и Gett ещё далеки от лидирующих позиций, положение традиционного бизнеса в сферах, где возможна дробная занятость, будет ухудшаться. Работа многочисленных стартапов из сферы on-demand-услуг приводит к росту числа клиентов, которые привыкли получать услуги «здесь и сейчас». Также будет расти число людей, переходящих на новую модель занятости, — этому способствует проникновение мобильных технологий и рост числа смартфонов. Наконец, менять рынки будет не только заимствование модели Uber, но и приход в новые отрасли самих сервисов-пионеров. Uber уже экспериментирует с доставкой товаров в США, а весной 2015 года объявил о планах по запуске такой услуги в России. В феврале 2016 года курьерскую службу запустил Gett.

Фотография на обложке: Uber Rush