Характер скверный, не женат: Кто делает бизнес на услугах для молодых холостяков
И почему успешные горожане не создают семьиВ современном мире чем успешнее экономика страны, тем больше в ней одиноких граждан. В Норвегии, Германии и Великобритании немногим менее 40% домохозяйств приходится на одиночек, в США — более 30%.
В современном мире чем успешнее экономика страны, тем больше в ней одиноких граждан. В Норвегии, Германии и Великобритании немногим менее 40% домохозяйств приходится на одиночек, в США — более 30%.
В 2014 году взрослых американцев, которые никогда не состояли в браке, впервые стало больше, чем тех, у кого был такой опыт. Люди не только жениться стали реже — многие вообще не вступают в серьёзные отношения. Ещё десять лет назад постоянного партнёра не было у 52% американцев в возрасте от 18 до 29 лет, в 2014-м — у 64%.
Те же процессы исследователи наблюдают не только на Западе. 40% японцев в возрасте от 20 до 39 лет не состоят в постоянных отношениях и не планируют в них никогда вступать. В Китае наблюдается прямая зависимость между экономическим благополучием провинции и семейным положением их жителей — например, в Пекине до 20% домохозяйств приходится на одиноких горожан.
«Многие не торопятся выбирать какой-либо определённый карьерный путь, боятся слишком рано "продаться" в компанию, которая то ли будет держаться за своего сотрудника и о нём заботиться, то ли не будет, — рассуждает социолог Эрик Кляйненберг в книге "Жизнь соло". — Пока люди выжидают, они не торопятся обзаводиться семьёй и рожать детей». Когда человек наконец находит работу мечты, ему опять не до отношений — нужно строить карьеру.
Успешные миллениалы, вечно откладывающие создание семьи до лучших времён, не боятся остаться в одиночестве. Благодаря сайтам и приложениям для знакомств пространство для поиска партнёра кажется безграничным. Теперь люди могут бесконечно долго искать лучший вариант, не соглашаясь на компромиссы. Жизнь холостяков скрашивают не только дейтинговые сервисы. Самые разные рынки выделяют их в отдельную категорию потребителей и адаптируют свои продукты под их образ жизни. Ежегодно одиночки вкладывают только в экономику США около $2 трлн (ВВП страны — $18,6 трлн).
Марш одиноких
В маркетинговых исследованиях одиночек уже называют «группой потребителей, которую нельзя игнорировать». Это связано не только с расширением категории, но и с тем, что одинокие люди готовы тратить больше денег на продукты и сервисы, которые улучшат их жизнь.
Согласно исследованию потребительских расходов, проведённому статистическим бюро американского Министерства труда, в 2010 году одинокие американцы потратили $34 471, тогда как траты на одного человека в семье без детей составил $28,017, а в семье с детьми — $23,179. При этом есть мнение, что одинокие люди больше способны влиять на покупательские решения своих знакомых: они проводят больше времени в социальных медиа — и их рекомендации ценятся.
Неудивительно, что некоторые компании уже начинают производить продукты, адресованные именно одиноким. Иногда это разовые акции: например, корейское (число холостяков в Республике Корея постоянно растёт) туристическое агентство Hyundai Card Privia Travel устроило конкурс на поездку в Лондон на Новый год «строго для одиноких». Из нескольких сотен участников выбрали трёх финалистов, которые отправились в путешествие.
Другие компании подходят к делу более основательно: один из крупнейших в Норвегии продавцов морских круизов Norwegian Cruise создал на своих кораблях одноместные каюты, хотя раньше одиноким путешественникам приходилось выкупать двухместную или жить с соседом. IKEA производит всё больше вариантов обустройства небольших пространств, в которых, скорее всего, сможет жить один человек, и докладывает, что продажи таких продуктов растут. Наконец, коливинги ориентируются явно не на парочки, зато одинокие люди готовы пожить в небольшом отсеке, сэкономить деньги и познакомиться с новыми людьми.
К тому же вдобавок к дейтинговым сервисам появились компании, которые строят бизнес на знакомстве одиноких друг с другом, но при этом не предлагают им отношения. Самый яркий пример — приложения для секса без обязательств вроде Pure. А некоторые сервисы предлагают услуги по разрыву неудачных отношений: «Расставание начинается всего с $0,99!» — рекламирует себя приложение The BreakupShop, которое отправляет сообщения бывшему возлюбленному. Компания Invisible Industries и вовсе зарабатывает на тех, кто хочет отмазаться от родственников и друзей на вопрос «Почему у тебя нет пары?», ну или просто получить немного внимания без отношений. Её сервисы InvisibleGirlfriend и InvisibleBoyfriend предлагают девушку или парня по переписке.
Всё это — тренды последнего времени. Как рассказывает создательница сайта SingleEdition.com (сейчас это маркетинговая компания) Шерри Лэнгбёрт, десять лет назад то, что предлагали одиночкам, было направлено на свидания. Она не могла найти никакой информации о том, как путешествовать одной или готовить, поэтому создала ресурс, где одинокие люди обменивались информацией.
Чего хотят холостяки
Бизнес делает самостоятельную жизнь привлекательнее, даже когда не производит специальные продукты и услуги для одиноких. Появляется всё больше сервисов, которые могут быть востребованы как одинокими, так и состоящими в отношениях людьми. Однако жизнь первых они упрощают сильнее. Прежде всего это сервисы, которые облегчают ведение быта: если пара может поделить обязанности между собой, одинокий человек может просто заплатить за необходимые дела.
Например, рынок доставки еды переориентируется с фастфуда на здоровую пищу, которую можно есть каждый день: теперь не обязательно жениться, чтобы каждый вечер получать полезный и вкусный ужин. Появляются компании, которые снабжают людей необходимым набором продуктов на неделю. Некоторые, правда, пока не готовы переориентироваться на одиночек — например, российский стартап «Нужен ужин» предлагает все блюда на две персоны. Однако большинство сервисов готовы предоставить набор еды на одного человека. Организовать быт помогают и приложения, через которые можно заказать уборку, найти помощника по выгулу собаки или няню для ребёнка на час.
За освободившийся от быта досуг борются компании в сфере развлечений, путешествий и спорта. В своей книге Кляйненберг приводит следующие данные: одинокие люди и люди, живущие отдельно, в среднем в два раза чаще ходят в клубы и бары, чем состоящие в браке; также они чаще едят в ресторанах, посещают музыкальные и художественные классы и ходят за покупками вместе с друзьями.
«Мы обнаружили, что многие люди, выбирающие одиночество, делают это из-за желания избежать взрослой жизни, — советует предпринимателям директор маркетингового агентства The Marketing Store Кэмерон Дэй. — Поэтому, когда вы обращаетесь к ним, сделайте так, чтобы ваше предложение несло столько веселья, сколько сможет». Часть забот о досуге сотрудника зачастую берут на себя работодатели, организуя корпоративные мероприятия.
Рынок одиночек называют особенным: в отличие от других, он не классифицирован по возрасту или доходу. У разных категорий одиноких людей разные нужды: кто-то собирается найти серьёзные отношения, кто-то хочет менять партнёров, а кто-то вообще ищет хороший частный дом престарелых. В этом и сложность, и преимущество для компаний: с одной стороны, сложно сделать продукт для всех одиноких людей, с другой стороны, многие продукты можно под них адаптировать.
«Как вы достучитесь до одиноких? — задаётся вопросом гендиректор компании по разработке дейтинговых приложений Instamour Джейсон Шерман. — Дайте им то, чего они хотят, — а хотят они всего».
_ Фотография на обложке: Kelvin Murray / Getty Images_