Пристегнись, наверно, крепче: Будущее самоуправляемых машин
Проекты Google, Uber, Tesla, «Яндекса» и другихСогласно прогнозу Boston Consulting Group, к 2025 объём рынка автономных и полуавтономных машин достигнет $42 млрд. Вслед за Google, который публично заговорил о разработке беспилотников в 2010 году, свои машины создают все ведущие производители — General Motors, BMW, Ford, Toyota и другие.
Согласно прогнозу Boston Consulting Group, к 2025 году объём рынка автономных и полуавтономных машин достигнет $42 млрд. Вслед за Google, который публично заговорил о разработке беспилотников в 2010 году, свои машины создают все ведущие производители — General Motors, BMW, Ford, Toyota и другие.
Новости о самоуправляемых (или частично самоуправляемых) машинах появляются через день. Например, на прошлой неделе Uber запустил эксперимент в Питтсбурге, компания nuTonomy представила первое такси на базе беспилотных авто в Сингапуре, а «Яндекс» объявил, что поможет КамАЗу в разработке беспилотных микроавтобусов.
«Секрет» посмотрел, какие технологии уже существуют и что компании планируют создать.
Когда на конференции Zeitgeist 2011 топ-менеджеры Google отвечали на вопросы слушателей, Эрик Шмидт сказал о беспилотных машинах Google, которые только начинали тестировать: «Они уже водят машину лучше, чем вы, если выпьете. Это то, с чего мы начинаем». С тех пор Google выпустил больше сотни самоуправляемых машин на базе Toyota, Lexus, Audi и других брендов. Сначала Google договорился тестировать машины с властями штата Невада, а в 2012-м власти в Калифорнии легализовали использование автомобилей с функцией автопилота.
«Гугломобиль» использует информацию, собранную сервисом Google Street View, видеокамеры и датчик LIDAR (Light Detection and Ranging), установленный на крыше для определения расстояния с помощью света. Летом прошлого года в Калифорнии ездили 20 таких машин. Тогда же компания отмечала прогресс: автопилот может заменять водителя в городских условиях. Недавно Google начал предлагать работу водителям из штата Аризона в качестве «специалистов по безопасности транспортных средств» с оплатой $20 в час.
В июле 2015 стало известно о первом ДТП с участием беспилотного автомобиля Google, в котором были пострадавшие — незначительные травмы получили сотрудники компании, наблюдавшие за работой беспилотного автомобиля, и водитель авто, который врезался в машину сзади. Этот случай заставил власти разных стран отнестись к регулированию рынка ещё серьёзнее.
Сколько будут стоить машины Google, пока неизвестно. Эксперты оценивают стоимость только системы LIDAR в $75 000, вся машина сейчас обходится в $150 000. Впрочем, есть мнение, что в будущем покупать такие машины не понадобится. Гораздо выгоднее будет брать машину в аренду в автопарке или заказывать отдельные поездки подобно тому, как сейчас это происходит в Uber.
Кроме того, Google успел вложиться в проекты других игроков. Самым неожиданным объектом для инвестицией стал как раз Uber — компания инвестировала в него $250 млн. Google планировал поставлять Uber свои беспилотники, но последний не захотел уступать дорогу и готовится открыть свои парки автономных авто.
Uber
В 2009 году, когда Uber только появился, основатель сервиса Трэвис Каланик объяснял чиновникам, которые то и дело пытались запретить сервис, что многие водители вышли за черту бедности, потому что смогли зарабатывать благодаря ему. Сейчас он говорит по-другому: цель Uber — заменить все машины с водителями на автономные. По словам Каланика, это позволит сделать такси таким дешёвым, что люди перестанут покупать машины.
Заметив, что Google тоже идёт в сторону автономных машин, Каланик стал нанимать разработчиков сотнями. Сейчас над проектом работают около 400 человек. Недавно Uber вместе с Volvo вложил $300 млн в разработку совместной платформы для самоуправляемых машин. Полностью автономные машины компания надеется запустить к 2021 году. Кроме того, Uber купил стартап бывших исследователей Google под названием Otto, который сейчас разрабатывает платформу для самоуправляемых грузовиков.
У Uber есть лаборатория исследований в Питтсбурге. Там компания тестирует переоборудованный Volvo XC90 и недавно открыла публичный доступ для вызова машины. Uber планирует, что к 2017 году его клиенты будут использовать 100 автономных машин Volvo, и это будет первый крупномасштабный проект автономного вождения.
Недавно Toyota инвестировала в Uber как в стратегического партнёра (сумма не раскрывается). Её немецкий конкурент Volkswagen хочет вложиться в сервис заказа такси Gett, а General Motors инвестировала $500 млн в конкурента Uber Lyft. Кстати, Toyota каждый год тратит $10 млрд на исследования автономных автомобилей — больше, чем любой другой автопроизводитель, не считая Volkswagen.
Apple
В отличие от других компаний, которые то и дело анонсируют новые шаги в области развития автономных авто, Apple держит свой проект в секрете.
В феврале 2014 года издание Wall Street Journal впервые сообщило, что Apple ведёт разработку беспилотного автомобиля, но компания эту информацию не подтверждала. Затем Guardian обнаружил переписку разработчиков компании. Стало известно, что Apple привлекала специалистов из других компаний — например, бывшего главу отдела исследований Mercedes-Benz.
Известно об автомобиле Apple по-прежнему немного. Разработка ведётся в рамках проекта Titan, а представить модель компания должна в 2019 году. По одной из версий, в качестве основы Apple Car может быть использован BMW i3. Машины испытывают на незанятой военной базе GoMentum Station рядом с Сан-Франциско, где уже проводили эксперименты Mercedes-Benz и Honda.
Недавно Apple инвестировала в крупнейший сервис заказа такси в Китае Didi миллиард долларов. Предполагаемая цель — выход на китайский рынок.
Tesla
Производитель самых продаваемых электрокаров в июле анонсировал седьмую версию Model S c автопилотом: водитель снимает руки с руля — и машина едет сама. Как и другие машины с автопилотом, Tesla оборудована системой LIDAR.
С Tesla связан первый в истории случай, когда в аварии с самоуправляемой машиной погиб водитель. В мае автомобиль влетел под прицеп фургона. Tesla и Национальная администрация безопасности дорожного движения США начали расследование, чтобы понять, кто виноват в аварии — автопилот или водитель. Предварительная оценка показала, что это не вина автопилота. Через месяц произошла новая авария — автопилот не заметил деревянное ограждение и въехал в него. Пассажиры получили небольшие повреждения.
В Tesla называют режим автопилота «ассистентом водителя» и говорят, что водители неправильно используют функцию, если рассчитывают, что управление автомобилем совсем не требует их участия.
В будущем компания собирается запустить автопарк для совместного потребления машин и конкурировать с Uber и Lyft.
Volvo
Volvo разрабатывает «полууправляемые» автомобили — это означает, что человек всё равно должен держать руки на руле, но иногда может позволить автопилоту вести машину за него. С 2014 года эксперименты проводятся в шведском Гётеборге. В 2017-м Volvo начнёт тестировать такие автомобили в Лондоне (в рамках кампании Drive Me), через год компания планирует выпустить на улицы города 100 машин — такого в Англии ещё никто не делал.
Президент Volvo Гакан Самуэльсон рассматривает автономные машины как важный шаг к усилению безопасности. «Чем быстрее появятся эти машины, тем больше жизней мы сможем спасти», — говорил он в интервью Fortune.
Кроме того, Volvo уже тестирует машины в Китае. В 2010 году китайский концерн Geely купил компанию за $1,8 млрд. В городах, где спрос превышает предложение, Volvo планирует открывать автопарки для совместного потребления (ride sharing). О таких же планах заявляют Tesla, Uber и Lyft.
Согласно исследованию IHS Automotive подобные машины будут стоить больше стандартных моделей на $7000 — 10 000. В 2025 году их начнут продавать повсеместно.
Ford
Ford заявлял, что к 2021 году выпустит автономную машину без руля и откроет свой парк автомобилей для совместного пользования (ride sharing).
В августе компания вместе с китайским интернет-гигантом Baidu вложила $150 млн в Velodyne, разработчика систем LIDAR. Это должно существенно снизить стоимость машины. Кроме того, Ford купил израильскую компанию SAIPS, которая занимается искусственным интеллектом и компьютерным зрением. Система может определять объекты на расстоянии 200 м. Ford также вложился в 3D-карты Civil Maps, на базе которых работает навигация.
Ford развивает направление smart mobility. Компания запустила несколько пилотных программ: GoPark — систему парковки, которая будет направлять водителей на те улицы, где выше вероятность найти свободное место, GoDrive — запущенную в Лондоне каршеринговую программу, с помощью которой водители могут гарантированно найти место для парковки в таких оживлённых местах, как аэропорт Лондон-Сити, а также Dynamic Shuttle — программу, используемую Ford в кампусе в Дирборне, Мичиган, с помощью которой сотрудники и посетители компании могут осуществлять поездки из одного пункта в другой.
К концу года Ford обещает построить крупнейший парк автономных машин.
BMW
В работе над собственной технологической платформой компания сотрудничает с Intel и MobilEye. Выпуск первой автономной машины iNext запланирован на 2021 год. Помимо режима автоматического вождения производитель обещает электрический силовой агрегат и новые лёгкие материалы.
Кроме того, BMW, как и Ford, сотрудничает с Baidu, и в течение двух лет компании обещают запустить в Китае совместный пилотный проект. Тем не менее, немецкий концерн исходит из того, что в ближайшие десять лет автономные машины не начнут вытеснять обычные.
NuTonomy
На прошлой неделе компания разработчиков из Массачусетского технологического института анонсировала запуск в Сингапуре первого в мире такси на базе автономных машин. NuTonomy использует переоборудованные электромобили Renault Zoe и Mitsubishi i MiEV, всего шесть машин. К концу года их должно быть 12, а в 2018 году NuTonomy откроет собственный автопарк.
Полноценным такси NuTonomy назвать пока сложно: машины работают только в одном районе, посадка и высадка производится в специальных местах, а попасть в машину можно только по приглашению после заявки на сайте.
Правительство Сингапура часто поддерживает новые технологии и эксперименты. NuTonomy пока возит бесплатно, но планирует начать зарабатывать на услугах такси к 2018 году. «В США продолжают регулировать вопросы, связанные с автономными машинами. Сингапур готов стать примером для международного сообщества», — говорил руководитель NuTonomy Карл Айагнемм.
КамАЗ и «Яндекс»
На московском авиасалоне ММАС-2016 автоконцерн «КамАЗ» представил проект беспилотных микроавтобусов. Планируется, что в будущем они заменят обычные автобусы.
Маршрут будет выстраиваться в зависимости от потребностей пассажиров: с помощью мобильного приложения человек задаёт местоположение и точку прибытия, облачный сервис собирает данные от находящихся рядом 12 человек (столько человек помещаются в автобус) и направляет его к заказчику. Сейчас аналогичным образом работает функция UberPool: водитель забирает двух пассажиров по пути, и это позволяет существенно снизить стоимость поездки.
Для автономного использования, как и в других автомобилях, применяют радары, камеры, ультразвуковые датчики и системы безопасности для отслеживания скоростного режима и предотвращения столкновения. Планируется, что в 2018 году автобус будут использовать в выставочных центрах, наукоградах, музейных комплексах и аэропортах.
Кроме КамАЗа над проектом работают сотрудники «Яндекса», которые отвечают за навигацию и софт. В интервью изданию Meduza руководитель лаборатории автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский говорил: «Любая возможность тесно поработать с автопроизводителями — это, с одной стороны, возможность получить настоящие знания, прокачать какие-то свои навыки, а с другой — строить с этой технологией настоящие машины».
Фотография на обложке: Tesla