Опубликовано 08 апреля 2016, 17:17

Музыка моей души: Как караоке-клубы зарабатывают на атмосфере праздника

Ну и что же тут криминального?

Воскресенье — самый сложный день для владельца караоке. Илиодор Марач открыл за свою жизнь пять караоке, два из них работают до сих пор («Истерика»и «Прожектор»). Каждое воскресенье он решает проблемы, которые возникли после безудержного веселья в пятницу и субботу: кто-то получил в лицо, кому-то угрожали огнестрелом, чьей-то девушке сделали неуместный комплимент.

Музыка моей души: Как караоке-клубы зарабатывают на атмосфере праздника

Воскресенье — самый сложный день для владельца караоке. Илиодор Марач открыл за свою жизнь пять караоке, два из них работают до сих пор («Истерика» и «Прожектор»). Каждое воскресенье он решает проблемы, которые возникли после безудержного веселья в пятницу и субботу: кто-то получил в лицо, кому-то угрожали огнестрелом, чьей-то девушке сделали неуместный комплимент.

Марача не удивишь новостями с Breakingmad: «Ульяновец раскритиковал пение девушки в караоке и получил травму головы». «Караоке — самый конфликтный бизнес в индустрии развлечений в Москве. Ни в ночных клубах, ни в стриптизах, ни в ресторанах не бывает столько драк, — рассуждает он. — Люди приходят сюда активно выпивать и хвастаться своими талантами. Факторов, которые могут их разозлить, много: очередь на исполнение песни, плохое пение других. Или ещё был случай в моей практике — один генерал подрался с ребятами, исполнявшими композицию на греческом языке. Подошёл к ним и заявил: "Вы что, не патриоты? Вам русских песен мало?" Закончилось дракой».

Марач занимается караоке с 2000 года и обещает не открывать больше ни одного подобного заведения — слишком тяжёлый и неприятный бизнес. Простому москвичу, а не владельцу бара, неприятным в караоке может показаться в первую очередь ценник: средний депозит за столик в столичном караоке — 20 000 рублей.

«Секрет» разобрался, как устроен рынок караоке в Москве и почему жители столицы продолжают оставлять половину зарплаты за возможность спеть на публике «Рюмку водки на столе».

Какими бывают караоке

Караоке «Ян-Пен» на Покровке, открывшееся в 1998 году, — один из первых типичных азиатских караоке-клубов в столице. В нём несколько небольших комнат, арендуемых разными компаниями. Стоимость аренды комнаты на восемь человек здесь обойдётся в 900 рублей в час, на 15 человек — 1500 рублей. В пятницу и субботу дополнительно взимается депозит — 5000 и 10 000 рублей с комнаты соответственно. Количество азиатских караоке в Москве уступает числу заведений американского типа, где гости выстраиваются в очередь, чтобы публично выступить на сцене перед другими посетителями.

Найти караоке можно едва ли не в каждом втором столичном заведении, однако в большинстве случаев это рестораны, купившие недорогое оборудование для дополнительного развлечения гостей. Настоящие караоке-бары — это совсем другой бизнес. «Купить машинку для караоке за миллион — ещё не значит открыть караоке», — говорит креативный директор ивент-маркетингового агентства SmartMotion Алёна Даймонд. По её оценке, вложения в полноценное караоке составляют от 4 до 20 млн рублей и выше. Одно оборудование сейчас стоит от 4 млн рублей.

Полноценных караоке в столице около 500. Среди них есть недорогие клубы, где средний чек едва превышает 1000 рублей, но основная часть рынка — премиум-заведения с депозитом от 15 000 до 250 000 рублей за стол. К таким клубам относятся караоке «Джельсомино», Who is Who, Voice, Dorffman, «Лепс». За столом за 25 000 — 30 000 рублей может сидеть восемь-десять человек. Стоимость стола зависит от класса заведения и дня недели. Недорогие караоке в основном находятся за пределами центра города. В пятницу и субботу депозит есть всегда, а в будние дни каждое заведение определяет свои условия. По оценкам Алёны Даймонд, в зависимости от сезона оборот премиального клуба в среднем составляет 5–12 млн рублей в месяц. Иногда везёт — и 4 млн рублей можно заработать за ночь благодаря широкой русской душе.

Главные дни работы караоке — пятница, суббота и иногда четверг. Редкие заведения зарабатывают что-то и в другие дни. В караоке люди приходят поздно, иногда поужинав и выпив до этого дома или в ресторане, и сидят до утра. Чтобы покрыть затраты на аренду, электричество, кухню, работающий в ночную смену персонал, звукорежиссёра, а также музыкальную группу, выступающую в перерывах, нужно как можно больше заработать с ограниченного числа посетителей за ограниченное время. В рентабельных ресторанах 900—1500% наценки — это привычное дело, считает Даймонд: «Вы можете прийти в ресторан и взять 100 г фруктов за 400 рублей, но в караоке за эти же фрукты, скорее всего, оставите 2500 рублей». Помимо депозита посетителю караоке довольно часто предлагают оплатить исполнение песни — 500 рублей. За дополнительные 3000–5000 рублей можно спеть без очереди.

В кризис караоке стали зарабатывать немного меньше. В премиум-сегменте средний чек снизился на 10–20%, в кафе-караоке «Лубянка», где депозит составляет 1000 рублей с человека, один посетитель в среднем стал тратить на 35% меньше. «Но количество людей особо не изменилось. Я бываю в других караоке, и, конечно, там слишком дорого. У нас приемлемые цены, что сейчас позволяет конкурировать с соседями, где депозиты по 15 000 — 30 000 рублей за стол», — рассуждает менеджер кафе «Лубянка» Кристина.

Кто ходит в караоке

«Я сам музыкант и люблю петь. Мы раньше с друзьями часто ходили в караоке, но заведений, где не стыдно было бы появиться, в Москве почти не было. Пришлось открывать свои», — вспоминает Илиодор Марач. Он называет себя родоначальником модного караоке в Москве и рассказывает, как в 2000-м открыл японский ресторан «Жёлтое море» с караоке, тут же ставший популярным, а потом не менее популярное караоке PradoCafe. Тогда же стали появляться другие места с ценником выше среднего: «Джельсомино», «Дуэты», «Куршавель». В караоке пошли люди с деньгами.

Большинство посетителей караоке — люди от 26 лет. Сюда приходят те, кто уже зарабатывает. «В нулевых москвичи тусовались в клубах, там было весело, там был праздник. Потом они выросли из клубов, клубы позакрывались. Но привычка куда-то выходить осталась, им всё ещё хочется, чтобы было весело. Раз в месяц они ходят в караоке и готовы платить за атмосферу», — рассказывает управляющий караоке-клуба «Кадриль» Никита Татаев.

Помимо зажиточного москвича в караоке встречается ещё один типичный посетитель — караокер. «Караоке — это наркотик. Когда ты поёшь, у тебя там что-то вырабатывается и ты испытываешь эйфорию, по себе знаю», — признаётся генеральный продюсер чемпионата России по караоке Михаил Бебинг. Каждый понедельник он с коллегами проводит конкурс в одном из столичных заведений. В заведениях премиум-сегмента к караокерам относятся скептически. Их главное отличие от москвичей, пришедших отдохнуть, — размер чека. Если караокер может взять чайник чая и петь всю ночь, простые гости порой оставляют за ночь больше 100 000 рублей. «Профессиональные караокеры не приносят доход заведению. Мы холим и лелеем платёжеспособную публику», — говорит Алёна Даймонд из SmartMotion. Она объясняет, что уровень депозита выполняет функцию фейсконтроля: «Выживают те заведения, которые формируют свою определённую публику. Если столик стоит 80 000 рублей, туда пойдут только те, кому он по карману. Клубы сами определяют желательных и нежелательных им посетителей».

Что поют

В начале нулевых большой популярностью в караоке пользовался блатняк. Мужчинам нравилась тюремная романтика и песни про жизнь. Пока девушки выбирали медленные лирические композиции, мужчины исполняли исключительно «Владимирский централ» и «Золотые купола». «Что взрослый русский мужчина может петь? Он же не может исполнять Лазарева, Диму Билана и Киркорова. В итоге он споёт Антонова пару раз, Кобзона — и всё. Не так много есть песен, которые можно спеть серьёзному мужику», — рассуждает Илиодор Марач.

Из-за предпочтений постоянных посетителей караоке начало деградировать. В 2006 году некоторые караоке-клубы стали заносить блатные песни в стоп-листы, чтобы разорвать порочный круг. Сначала строгость администраторов провоцировала конфликты, но постепенно посетители привыкли. Блатные песни заменил Лепс. На протяжении последних семи лет «Рюмка водки на столе» звучала по четыре-пять раз в течение трех часов.

Сегодня популярность Лепса в караоке постепенно падает, хотя он всё ещё обязательно звучит каждый вечер. Не обходится ни одна ночь и без «Императрицы» Ирины Аллегровой. Посетители обязательно исполняют Пугачёву и довольно часто «А я сяду в кабриолет» Любови Успенской, «Я люблю тебя до слёз» Александра Серова и песню «Моя бабушка курит трубку» Гарика Сукачёва. Конечно, с некоторых пор регулярно заказывают и «Лабутены» группы «Ленинград». Из англоязычного россияне предпочитают Queen. Некоторые гости берут уроки вокала и удивляют администраторов заведений новыми композициями и отличным исполнением, но в целом клиенты старше 30 лет верны своему выбору.

Русская душа требует праздника

В среду в 22:00 в основном зале караоке «Кадриль» никого. Заведение открылось всего три месяца назад, а среда — не самый удачный день даже для старожилов рынка. За чёрно-золотой барной стойкой сидит стройная блондинка в коротком чёрном платье — профессиональная вокалистка — и пронзительным исполнением Je t'aime разрывает сердца немногочисленной публике — официанткам, ведущему вечера и немолодому мужчине, снимающему её на мобильный телефон. Плюшевые стены и полностью зеркальный туалет позволяют почувствовать себя королём жизни. В 2016 году большинство караоке в центре столицы — всё ещё развлечение для богатых москвичей, жаждущих пышного праздника.

С тем, что простой человек не может позволить себе спеть в общественном месте, столкнулась и Анна-Кристин Альберс, переехавшая в 90-х из Гамбурга в Петербург. «Сами заведения тогда были ужасными, с плохим выбором песен и при этом очень дорогими», — вспоминает Альберс. В 2011 году она открыла первый Poison — караоке-бар, где можно исполнять только английские песни в сдержанном интерьере, а не на барочных диванах. «Я знала, что, если оставить хотя бы три песни на русском языке, только их и будут петь. Людям здесь нравится петь на русском, они меньше стесняются, это отличает россиян от немцев, которые отдают предпочтение английским песням, а не родным», — рассказывает Альберс. Первый Poison на улице Ломоносова рядом с шумной Думской раскручивался полгода. Клиенты не появлялись, а партнёры настаивали на том, чтобы Альберс наняла группу выступать в перерывах, разрешила петь русские песни и открывала караоке только по выходным. Альберс сопротивлялась.

Но в какой-то момент клиенты появились и начали приходить регулярно. «Почему-то владельцы караоке думали, что если русский человек хочет петь, то с него можно содрать сколько угодно. Мы показали людям, что караоке может не быть ужасным и неприветливым», — считает Альберс. Сегодня в Санкт-Петербурге успешно работает три клуба Poison. В Москве популярных заведений такого формата нет.

Для московских караоке главное — это база постоянных клиентов. Для этого различными способами (приглашая звёзд, устраивая тематические вечеринки, выбирая талантливого звукорежиссёра) они пытаются создать у себя в заведениях атмосферу веселья. «Ты три минуты поёшь, а ещё 40 ждёшь и находишься в атмосфере. В барах люди сидят зажатыми с кислыми лицами, набухавшись, — никакой отдачи. А когда человек поёт, он отдаёт, — поясняет Никита Татаев из «Кадрили». — Через час в караоке начинаешь аплодировать столу напротив, стол напротив аплодирует тебе. Вы выказываете друг другу некий респект, любовь к музыке и пению вас объединяет».

Перспективы

Караоке «Кадриль» на Пушечной улице впервые открылось в 2011 году, но просуществовало не больше года — в заведении одновременно работал ресторан, клуб и караоке-бар. В 2014 году владельцы сдали помещение в аренду под ресторан Дениса Симачёва #LOL, но и он не смог удержаться на рынке. Тогда учредители «Кадрили» решили попробовать ещё раз — перекрасили и перешили мебель, поставили оборудование, купленное, когда евро стоил 30 рублей, и наняли персонал. В недавно открывшейся «Кадрили» пока работает два зала, но скоро откроется второй этаж с ещё двумя комнатами — владельцы планируют построить караоке-комплекс.

Насколько эта затея окажется успешной, пока судить сложно. Дело не только в кризисе. Илиодор Марач считает, что рынок караоке вновь оказался в застое. За последние пять лет ночная жизнь Москвы изменилась — москвичи стали проводить меньше ночей в питейных заведениях. «Поколение ненатусовавшихся людей при деньгах выросло из желания постоянно отрываться. У кого-то в буквальном смысле закончилось здоровье. Их богатые дети больше думают о здоровье и о работе», — говорит предприниматель.

«И всё-таки караоке отличается от всего остального на рынке развлечений, — оппонирует Никита Татаев. — Здесь есть атмосфера — и чаще всего весёлая. Ты можешь прийти в ресторан, поесть и пойти домой. К нам идут за праздником: тут ты и поел, и потанцевал, и попел — в общем, отжёг. Где ещё так можно сделать сейчас в Москве, скажите?».

Фотография на обложке: Marcus Clackson / Getty Images