Внештатная ситуация: Что случилось с рынком фриланса
Эффект кризиса и его последствия для работодателей и внештатниковКоличество внештатников в России растёт рекордными темпами. Экономическая ситуация и высокая конкуренция заставляют многих из них демпинговать. Но многие компании пока не готовы воспользоваться этими условиями. Генеральный директор портала fl.ru Владимир Тарханов рассказал «Секрету», почему это происходит, а также чего ждать от рынка дальше.
Количество внештатников в России растёт рекордными темпами. Кризис и высокая конкуренция заставляют многих из них демпинговать. Но не все компании готовы воспользоваться выгодной ситуацией. Генеральный директор портала fl.ru Владимир Тарханов рассказал «Секрету», почему фрилансеры пугают бизнес, а также чего ждать от этого рынка дальше.
О наплыве внештатников
По сравнению с началом 2014 года количество зарегистрированных на нашем портале фрилансеров выросло как минимум на треть. Пик роста начался в феврале, а в марте мы побили рекорд по количеству зарегистрировавшихся фрилансеров — почти 30 000 человек. Судя по всему, в апреле побьём и этот рекорд. Резкий приток фрилансеров заметен по всем основным специальностям — дизайну, копирайтингу, программированию и другим. При этом число только что зарегистрированных работодателей и публикуемых ими заданий выросло лишь на 10–15%, так что конкуренция между внештатниками растёт.
Внештатники наиболее востребованы в категориях «Дизайн и арт», «Тексты» и «Разработка сайтов», дальше по убыванию идут «Переводы», «Программирование», «3D-графика», «Фотография», «Реклама и маркетинг»
Мы всячески стараемся привлекать работодателей, но пока спрос заметно меньше предложения. Внештатники наиболее востребованы в категориях «Дизайн и арт», «Тексты» и «Разработка сайтов», дальше по убыванию идут «Переводы», «Программирование», «3D-графика», «Фотография», «Реклама и маркетинг» и, как ни странно, «Архитектура интерьера и инжиниринг».
Ценовая политика у всех разная. Новички часто демпингуют, а топовым специалистам удаётся удерживать прежнюю цену или даже повышать её, корректируя с ростом стоимости валют. Такая же парадоксальная ситуация была и в кризис 2008 года, когда одновременно на рынке оказалось много фрилансеров и вырос интерес к ним со стороны компаний. Поскольку даже дорогой внештатник обходится дешевле штатного сотрудника, у лучших специалистов даже в кризис есть возможность повышать цены и устанавливать свои условия.
В чём проблема
Я слышал, что, по статистике, проблемы с работой на фрилансе возникают в 40–50% случаев и вызвано это чаще всего тем, что заказчики не умеют правильно ставить задачи. Но есть ещё проблемы, связанные с юридическим оформлением работы. Крупные компании тратят на согласование одного договора до недели, даже если идёт речь о выплате в тысячу рублей. С внештатниками предпочитают работать в серую не только ради экономии денег, но и времени. Это сказывается в первую очередь на фрилансерах — им сложно доказать свою правоту юридически. Но изменения в законодательстве, связанные с национальной платёжной системой, усложнили расчёт через платёжные системы, где нельзя идентифицировать плательщика. Обе стороны вынуждены указывать информацию о себе и контактные данные, так что, если кто-то кого-то кинул, обманщика потом легче найти.
Есть проблема с эффективностью компаний. Многие предпочитают нанимать огромное количество людей, не все из которых работают качественно, к тому же их сложно уволить плюс нужно делать какие-то выплаты. Использование труда внештатников — это шаг к грамотному управлению ресурсами. Но пока у бизнеса нет ни понимания, ни навыков передачи задачи на аутсорс.
Хотя, конечно, проблемы есть и со стороны внештатников. Люди привыкли, что их время должно быть как-то организовано, что человека обеспечивают рабочим местом, ставят перед ним планы, требуют отчётов. Многие фрилансеры не умеют самоорганизоваться, и у них есть студенческий синдром — они всё оттягивают до последнего момента, а в последний день выясняется, что исходная задача вообще не очень понятна для работника. Мы сталкиваемся с тем, что все планы по срокам страшно завышены как раз из-за этого студенческого синдрома. В офисе такие проблемы как-то сглаживаются, поскольку люди всё-таки работают в одном коллективе, а с фрилансерами у работодателя из-за таких ситуаций сразу возникают конфликты.
Но я не думаю, что фрилансерам нужны профсоюзы — ведь их задача в том, чтобы защищать большие массы работников от действий работодателей и регулировать отношения между ними. Внештатники же более независимы и имеют возможность выбора, а поскольку рынок будет расти, эти возможности будут только расширяться.
Как изменится рынок через 5 лет
В сфере фриланса доля частного заказчика очень невелика — это следствие экономической ситуации в России. Источник денег в экономике страны, к сожалению, до сих пор либо старые производства, либо бюджетные вливания, а остальные в той или иной мере обслуживают именно эти два сектора. За пять лет на рынке произойдут радикальные изменения, потому что крупные предприятия и государственные компании не смогут продолжать работать в том же режиме.
До запуска fl.ru я работал в венчурном фонде компании Softline, и мы делали форсайт по малому и среднему бизнесу, привлекая к работе компании из множества сфер. И в горизонте с 2014 по 2020 год, по нашим прогнозам, у старых производств возникнут большие проблемы с инфраструктурой. Причём это будут проблемы как технического, так и рыночного характера, потому что, например, наши металлургические предприятия неэкологичны и поэтому не будут иметь выхода на международный рынок. А государственная сфера, учитывая, что на ней повисла ответственность за поддержание всех этих инфраструктур, не справится с этой нагрузкой.
Всё это системные изъяны, не связанные с санкциями. Бизнес не сможет опираться на старые технологии, эксплуатировать прежние инфраструктуры и содержать тот же штат людей, и им придётся воспользоваться услугами временных работников. Рынок фриланса ожидает взрывной рост. А что касается западной экономики, прогнозируется, что в ближайшие несколько лет доля фрилансеров увеличится до 60% населения.
Как не ошибиться в выборе внештатника
Фрилансер — не тот человек, которого вы в любой момент можете позвать к себе, посмотреть на него и в дальнейшем через личное общение регулировать ситуацию. Первое, что надо сделать, — чётко и грамотно описать задачу. Второе — разбить её на этапы и по мере прохождения понять, готовы вы дальше сотрудничать с человеком или нет.
Третье — нужно быть готовым к тому, что, возможно, придётся поменять фрилансера на полпути. Если что-то идёт не так — не нужно ждать, когда фрилансер вернётся к вам и всё доделает. Лучше передать задание другому человеку. Кроме того, очень важно формализовать отношения, желательно заключить договор, а перед заключением удостоверить личность внештатника — попросить его прислать скан паспорта, ИНН и т.д. И наконец, если вы сами не являетесь специалистом в том, что вы заказываете, и у вас нет возможности оценить качество выполнения задания, вам желательно иметь какого-то эксперта в этой сфере, который помог бы принять работу у фрилансера.
Резюме и прочие вещи обычно ничего не говорят о человеке, поэтому при работе с фрилансером я бы лучше давал минимально оплачиваемое тестовое задание и организовывал работу по этапам. Даже самый крутой специалист может взять ваш заказ по причине отсутствия более выгодных предложений и потом переключиться на что-то другое. А вам придётся за ним бегать.
Фотография на обложке: erik witsoe
Беседовала Дарья Варламова