Как приложение Periscope покоряет Россию и мир
Twitter развивает видеотрансляцииTwitter развивает видео-трансляции
13 ноября посетители концерта Eagles Of Death Metal в клубе «Батаклан» вели трансляции в Periscope: музыканты заводят публику и кричат, что это хороший вечер и что все они «having good time». Через несколько минут в зал ворвались террористы и начали расстреливать людей. Позже пользователи, оказавшиеся рядом с клубом, передавали в Periscope, что происходит на улицах вокруг них. Многие следили за событиями именно там, поэтому к вечеру Periscope рухнул — пресс-служба сообщила, что это произошло от неожиданного наплыва пользователей.
Periscope — сервис, который в 2015 году приобрела сеть микроблогов Twitter. Сообщать о том, что происходит вокруг, пользователям предлагается не в формате текста, а в формате видеотрансляции. Этот инструмент, как и Twitter когда-то, быстро освоили журналисты — в августе Voice of America вёл прямую трансляцию с места взрыва храма в Бангкоке именно с помощью Periscope.
Большинство пользователей, как и в Twitter, — не журналисты или звёзды, а обычные люди, снимающие себя на видео. Они едят, ходят на вечеринки, играют на гитарах, проводят экскурсии, например прогулки по Гонконгу. В Рeriscope можно послушать песни турецкого музыканта и речь Натальи Водяновой, изучить меню мексиканского ресторана и посмотреть на улицы Лондона.
Начало
Идея возникла, когда два друга детства, Кейвон Бейкпур и Джошуа Бернштайн, путешествовали по Европе в 2013 году. Они только что продали свой софтверный проект в области дизайна Terriblyclever компании Blackboard за $4 млн. Друзья собирались поехать в Стамбул, но тогда на площади Таксим начались протесты. В новостях сообщали о слезоточивом газе, который полицейские используют в борьбе с протестантами. Бейкпур хотел понять, не опасно ли ехать в отель, который он забронировал. «Глупо, что есть смартфоны с высокой скоростью передачи данных и тысячи пользователей, которые ходят по улице, где находится мой отель, но я ничего не могу у них узнать. Почему бы не увидеть то, что происходит, их глазами?» — вспоминал он, как обсуждал идею с Бернштайном. Они решили придумать приложение, которое будет напоминать телепорт.
Около года партнёры работали над прототипом и технологией. Компания появилась в феврале 2014 года под названием Bounty. Пользователь запрашивал фотографию конкретного места, и тот, кто находился рядом, отправлял её. Приложение позволяло видеть, как выглядит место в любой точке мира в конкретный момент времени, но о трансляциях тогда речи не шло. В апреле они привлекли $1,5 млн от нескольких фондов, включая Google Ventures и Bessemer, и начали эксперименты с видео.
Запустили первый алгоритм — автор выгружал трансляцию, пользователь задавал вопросы в реальном времени и получал ответы — и обнаружили, что общение происходит с задержкой в 20–60 секунд. Нужно было улучшить технологию, чтобы задержка составляла максимум 2 секунды. Кроме того, привлечь людей в разных странах оказалось не так просто, а идея работала, только когда пользователи получают информацию из разных мест по всей планете. Команда переработала концепцию и выпустила Periscope — в этой версии не осталось запросов на конкретное место, но появилась карта мира с отметками трансляций. Сейчас на ней видно трансляции из Европы, Англии, США, Мексики, Украины, России, ОАЭ, Саудовской Аравии и других стран.
По данным Appannie, Periscope находится на втором месте в России, в Android его скачали 10 млн раз. По данным Priori Data, 40% пользователей Periscope — из России, 22% — из Саудовской Аравии и 16% — из США.
Как работает
Для подключения к Periscope нужен аккаунт в Twitter. Присоединиться к онлайн-трансляции и задавать вопросы может любой человек, если видео не под замком. Когда пользователь публикует трансляцию, все его подписчики не только в Periscope, но и в Twitter получают уведомление.
Сервис определяет локацию, так что пользователь по умолчанию видит трансляции от тех, на кого он подписан, и тех, кто находится рядом. Сегодня в российском сегменте Periscope — «ответы на вопросы» телеведущего Владимира Соловьёва, репетиция шоу «Голос» от Полины Гагариной и просто видео пользователей из разных городов: кто-то едет на работу, кто-то убирает квартиру, кто-то завтракает.
Это не только прямые трансляции, но и видео, опубликованные в течение последних суток. На карте красными точками отмечены прямые трансляции, а синими — повторы. Через сутки видео исчезают. Когда человек заходит в трансляцию, у автора на экране появляется имя или ник человека и сообщение о том, что он присоединился. Пользователь отправляет лайки (сердечки) автору, прикасаясь к экрану, — в отличие от Facebook, одной трансляции можно передать до 500 сердечек.
Приложение используют для своих задач разные группы людей: звёзды шоу-бизнеса, журналисты, блогеры и просто пользователи. Но здесь появляются форматы, которые лучше подходят для видеопотока, — например, экскурсии. В начале ноября российские звёзды — Дима Билан, участники «Дома-2», Полина Гагарина и другие — массово присоединились к Periscope и стали рекламировать его в соцсетях. По словам представителя Twitter, компания не платит за такое продвижение, звёзды делают это сами. Судя по энтузиазму, с которым Сати Казанова повторяет фразу «вы в "Перископе", у меня "Перископ"», транслируя вечеринку Виктории Бони, а Дима Билан наговаривает туда почти каждый день, селебрити оценили сервис. В одной из трансляций Билан назвал Periscope «более живым, чем Instagram», и сказал, что ему этого не хватало. По словам Бейкпура, одна из целей Periscope — быть правдивым. В отличие от Instagram, там нельзя редактировать или накладывать фильтры.
В Periscope много каналов западных СМИ — The Guardian публиковала обзоры на смартфон Samsung Galaxy S6 Edge и фитнес-трекеры, а The Verge вёл презентацию новых айфонов. Свои трансляции вёл Аарон Пол, Арнольд Шварценеггер, Ринго Старр, Мишель Обама и другие селебрити. Правда, в последнее время Periscope не входит даже в сотню популярных приложений США, его заполняют пользователи других стран.
Переход в Twitter
Twitter купил Periscope до его публичного запуска, так же как до этого он купил Vine в 2012 году. По оценкам экспертов, Periscope обошёлся в $100 млн. В первый день запуска, 26 марта, он появился в топ-30 приложений США, загнав своего конкурента — приложение Meerkat — на 523-е место загрузок iPhone в США. Periscope набрал первый миллион пользователей за десять дней, а 10 млн — за четыре месяца. Речи о монетизации Periscope пока не идёт, но в будущем он может использовать модель YouTube (реклама в повторах трансляций) и Twitter (продвигаемые скопы).
Выход других компаний вроде Socialcam и Viddy на рынок видеотрансляций оборачивался провалом — люди быстро переставали ими пользоваться. «Сегодня мир готов к этому гораздо лучше, чем год назад», — уверял Бейкпур в интервью New York Times.
Periscope вышел почти сразу после того, как Meerkat стало популярным и привлекло 120 000 пользователей за две недели. Журналисты писали, что Twitter слишком долго тянул и упустил шанс. Но у Meerkat не было таких ресурсов, как у микроблога. Несмотря на то что он привлёк $14 млн от Джареда Лето, Greylock Partners и других известных инвесторов, когда Twitter отключил его от своего социального графа и запустил Periscope, популярность сервиса пошла на спад. Сейчас у Meerkat на Android всего 100 000 скачиваний — у Periscope 10 млн.
Бейкпур отмечал, что его команда из 24 человек, хотя и принадлежит Twitter, работает автономно, и миссия Periscope не изменилась. Просто сервис микроблогов позволил выйти на более широкую аудиторию. TechCrunch сообщал со ссылкой на основателя компании Джека Дорси, что Twitter делает ставку на видео в будущем и покупка Periscopе подтверждает это.
Компания несколько раз сталкивалась с вопросами авторского права. Посетителям Уимблдонского турнира запретили использовать приложение: организаторы испугались, что это может нарушить права на официальную трансляцию. Бейкпур тогда заявил, что Periscope — плохой инструмент для пиратства, качество его трансляции намного ниже, чем у телеканала: «Если вы пытаетесь спиратить футбольный матч или "Игру престолов", есть множество способов получше, чем Periscope».
Осенью Periscope запустил приложение для Apple TV и добавил возможность транслировать скопы на экране. В будущем основатели рассчитывают, что он появится в носимых устройствах типа Google Glass и пользователям будет удобно передавать то, что они видят вокруг себя.
Фотография на обложке: periscope.tv