14 июля 2017 года в 17:57

Перед тем как сдать Россию, Uber ушёл из Китая. Вот как это было

На очереди другие страны

Перед тем как сдать Россию, Uber ушёл из Китая. Вот как это было

Дорога в Китай выстлана трупами филиалов американских технологических компаний. В 2016 году в мартиролог, который уже включал Google, Amazon, eBay, Yahoo! и другие громкие названия, вошёл Uber. Самый дорогой стартап мира продержался в КНР около трёх лет, теряя каждый год более $1 млрд. «Секрет» рассказывает, что заставило его капитулировать.

Дорога в облака

В 2013 году основатель Uber Трэвис Каланик называл Китай главным рынком для своей компании. Он лично курировал работу местного филиала, много времени проводил в стране, налаживая деловые и политические контакты. И поначалу всё складывалось хорошо: если в начале 2015 года Uber контролировал только 1% китайского рынка онлайн-вызова такси, то уже к сентябрю — треть.

Успехи калифорнийского стартапа заставили объединиться крупнейших местных игроков: Didi Dache и Kuaidi Dache.

Uber на старте вложил в развитие китайского проекта более $1 млрд, объединённая компания (сначала она называлась Didi Kuaidi, сейчас — Didi Chuxing) — в два раза больше.

Началась ценовая война, в которой на стороне Didi Chuxing выступили другие конкуренты Uber: малайзийский Grab (тогда — GrabTaxi), американский Lyft и индийский Ola. Пользователям этих четырёх приложений дали возможность во время путешествий заказывать такси во всех регионах присутствия альянса.

Такси «Бип-бип»

Компанию Didi Dache (в переводе с китайского didi — «бип-бип», dache — «вызов такси») в 2012 году основал бывший сотрудник Alibaba и Alipay Чэн Вэй. Решив открыть собственное дело, он рассматривал разные варианты: образование, ресторанный бизнес, дизайн интерьеров. Заняться именно организацией пассажирских перевозок Чэна Вэя, как он позднее вспоминал, вдохновил пример британского сервиса онлайн-заказа такси Hailo (а вовсе не Uber, как можно было бы предположить).

В первое время компании приходилось непросто, так как похожая идея одновременно пришла в голову не одному предприимчивому китайцу. Опередить дюжину конкурентов Didi Dache помогло то, что компания делала ставку не на профессиональных таксистов, покупая им смартфоны или планшеты, а на молодых автомобилистов, активных пользователей мобильных устройств.

В итоге к моменту, когда на арену вышел Uber, у Didi оставался один реальный конкурент — сервис Kuaidi, получивший инвестиции Alibaba. Didi контролировал около 55% рынка, Kuadi — около 30%.

Гонка инвестиций

В мае 2016 года Didi получил $1 млрд инвестиций от Apple. Через месяц Общественный инвестиционный фонд Саудовской Аравии вложил в Uber $3,5 млрд. Didi тут же объявил, что к Apple присоединятся ещё несколько инвесторов и общая сумма раунда составит $7,3 млрд. Ещё через два месяца китайский филиал Uber прекратил существование.

В отличие от сделки между Uber и «Яндекс.Такси», сообщение о которой прозвучало как гром среди ясного неба, закрытие китайского проекта Uber полной неожиданностью не стало. Первые слухи появились в июле 2016 года. Фоном для них стало намерение китайских властей наконец-то вывести рынок онлайн-вызова такси из серой зоны, в которой он к тому времени всё ещё находился.

Didi Chuxing купил бизнес конкурента исходя из оценки в $7 млрд. Uber получил $1 млрд кэшем и 17,7% акций Didi. По итогам сделки китайскую компанию оценили в $35 млрд, сейчас она должна стоить минимум $50 млрд. Кроме того, Чэн Вэй занял кресло в совете директоров Uber, а Трэвис Каланик получил аналогичную позицию в Didi.

После схватки

Медиа много писали, что Didi Chuxing помогли политические связи, но Чэн Вэй это отрицает. Аргументирует он это тем, что компании, связанные с государством, например Guangzhou Automobile Industry Group и China Life, сами инвестировали в Uber.

Основатели Uber и Didi Dache вообще по-разному вспоминают о гонке, которая закончилась поражением американского стартапа. «Мы тогда были молодой компанией, которая проникла в страну, где большинству интернет-сервисов из США не удалось достичь успеха», — рассуждал Каланик. «Это было очень мило», — замечал Чэн Вэй.

Комментируя сделку Uber и «Яндекс.Такси», Bloomberg сообщил: инвесторы компании хотят, чтобы таким же образом Uber поступил с глубоко убыточными подразделениями в Индии (там он конкурирует с Ola) и Юго-Восточной Азии (Grab). А в ситуации, когда Uber фактически обезглавлен, именно инвесторы, по всей видимости, будут определять его стратегию.

Фотография на обложке: Jason Lee / Reuters

Обсудить ()
Новости партнеров