Тихо и спокойно: Какими будут опенспейсы будущего
5 главных трендовОпенспейс — враг современного общества. Вечный шум и отсутствие какой-либо приватности доставляют массу страданий сотрудникам самых разных компаний. Журнал The Atlantic изучил будущее рабочего пространства и пришёл к выводу, что опенспейсы никуда не денутся. Но работодатели будут заинтересованы в их улучшении. Издание выделяет пять основных трендов в усовершенствовании офисов, а «Секрет» приводит перевод.
Опенспейс — враг современного общества. Вечный шум и отсутствие приватности доставляют массу страданий сотрудникам самых разных компаний. Журнал The Atlantic изучил будущее рабочего пространства и пришёл к выводу, что опенспейсы никуда не денутся. Но работодатели будут заинтересованы в их улучшении. Издание выделяет пять основных трендов в усовершенствовании офисов, а «Секрет» приводит перевод.
Зелёный офис
Если работник постоянно окружён растениями, будь то цветы в офисе или деревья за окном, — он лучше концентрируется и намного сильнее любит свою работу. К сожалению, далеко не каждая компания открывает офис в лесу или на берегу моря. Большинству из нас солнце заменяют люминесцентные лампы, а морской бриз — кондиционеры и вентиляция.
Тем не менее некоторые компании уже сегодня пытаются создать для своих сотрудников атмосферу, хотя бы отдалённо напоминающую работу на природе. В 2013 году Amazon представил проект своего нового офиса, состоящего из трёх застеклённых сфер — внутри этих сфер помещения, предназначенные для работы и деловых встреч, будут перемежаться со специальными ботаническими зонами. «Новое здание неслучайно зрительно напоминает теплицу — в помещениях будет много зелёных растений, которые обеспечат нужный микроклимат в офисе», — говорилось в заявлении Amazon.
Сблизиться с природой пытается и Google. В этом году компания намеревалась расширить главный офис и предложила городу Маунтин-Вью (Калифорния) план строительства нового комплекса своей штаб-квартиры с велодорожками, зелёными зонами и стеклянной крышей, однако городской совет отклонил это предложение, решив выделить землю компании LinkedIn.
Компании с более скромным бюджетом, чем у техгигантов, выбирают решения попроще — обои и напольные покрытия с природными узорами или стены из растений, так называемые вертикальные сады. Добавить в офис природы можно также при помощи звука — учёные Политехнического института Ренсселера (США) обнаружили, что фоновому шуму большинство людей предпочитают природные звуки, например журчание воды — так им проще концентрироваться.
Полная автоматизация
В исследовательской лаборатории MIT Media Lab Массачусетского технологического института сегодня пытаются разработать офисную мебель, которая с помощью датчиков, колёсиков и моторов могла бы трансформироваться в течение дня, приспосабливаясь под нужды работников. Например, обычный рабочий стол мог бы превращаться в большой стол для переговоров, а стены офиса — опускаться для создания пространства для встреч. По задумке разработчиков, такая мебель должна трансформироваться по расписанию — она будет синхронизирована с календарём или другими сервисами, подсказывающими ей расписание сотрудника.
Кроме того, офисным работникам в будущем, возможно, придётся привыкнуть к тому, что их окружают роботы. Стартап Knightscope, к примеру, уже разработал роботов-охранников K5 — первые экземпляры сейчас патрулируют территорию рядом с корпусом Microsoft в Кремниевой долине. K5 умеет обходить препятствия и не натыкаться на стены. Датчики и камеры помогают ему находить людей, ведущих себя подозрительно, и сообщать об этом командному центру. Кроме роботов-охранников в офисах могут появиться роботы-уборщики. Канадская компания Avidbots конструирует роботов-уборщиков, умеющих кооперироваться и распределять работу между собой.
Незапланированный мозговой штурм
В начале нулевых во время реконструкции главного корпуса Pixar Стив Джобс предложил выстроить одно большое здание вокруг центрального атриума, чтобы сотрудники чаще встречались друг с другом во время обеда и после работы. С тех пор все CEO Кремниевой долины буквально одержимы идеей создания пространств, способствующих спонтанным встречам, а значит, и мозговым штурмам.
Сегодня самым большим открытым рабочим пространством на свете считается новый кампус Facebook, рассчитанный на 2 800 человек. Сотрудники, работающие под крышей этого офиса, часто рассказывают о том, как обмениваются идеями во время долгих прогулок по офису.
Помочь технологическим компаниям в увеличении количества мозговых штурмов решил стартап Humanyze, запущенный специалистами исследовательской лаборатории MIT Media Lab. Он разработал умные бейджи, оснащённые специальными датчиками и микрофоном. Бейдж собирает информацию о действиях сотрудников на рабочем месте, проанализировав которую руководство может повысить производительность труда персонала. Например, компания определит, что полезнее для работы: посадить программистов поближе к дизайнерам или пятничные вечеринки, во время которых пересекаются сотрудники всех отделов. В дело пущено уже 10 000 таких бейджей.
Офис-шпион
Бейджи Humanyze — лишь часть общей тенденции. Всё больше компаний начинают следить за своими сотрудниками при помощи офисной техники или мебели, надеясь повысить эффективность. Компания VoloMetrix разработала программу, анализирующую календари и почты сотрудников, чтобы понять, насколько полезны собрания и письма. По данным VoloMetrix, многие начальники крадут у коллег сотни часов в неделю своими письмами и совещаниями. Одна из возможностей программы — персональная таблица, демонстрирующая начальникам и подчинённым, как много чужого времени они отнимают. VoloMetrix отслеживает, как часто персонал посещает собрания или занимается во время их проведения отвлечёнными вещами.
Контролируют сотрудников не только установленные на компьютере программы, но и мебель. Умная подушка для офисных кресел Darma оснащена датчиками, отслеживающими скорость биения сердца, пульс, дыхание, осанку и другие важные для здоровья параметры. Подушка связана с приложением, куда постоянно отправляет советы о том, что пора сделать перерыв или постоять какое-то время. Подушки Darma для офиса можно будет купить уже в этом году. Производитель офисной мебели Steelcase уже планирует использовать эту технологию при производстве одной из моделей своих кресел.
Личное пространство в опенспейсах
Учёные уже доказали, что работа в опенспейсах не только снижает продуктивность, но и приводит к повышенному уровню стресса и артериального давления. Тем не менее отказаться от них, кажется, не удастся даже в будущем. И всё же мольбы интровертов были услышали — некоторые работодатели поняли, что иногда работникам просто необходима приватность, и уже организовывают в офисах специальные пространства для личных бесед и уединённой работы.
Мебельная компания Steelcase, например, предлагает компаниям установить в офисах яркие рабочие места под названием Worklounge. Worklounge — это удобные кресла, отгороженные от остального пространства полупрозрачными стенками. Сидя в таком кресле, работник оказывается в коконе, позволяющем, как хочется верить, почувствовать себя комфортно и сосредоточиться на работе.