Опубликовано 10 августа 2015, 16:00

Рождаются или становятся: 6 научных гипотез о предпринимателях

Что общего у успешных бизнесменов

Дисциплина «социология предпринимательства» становится всё более популярной в экономических вузах. Её главный предмет изучения — все ли могут быть успешными предпринимателями или для этого нужно отличаться от простых смертных специфическими чертами характера, происхождением или наличием определённых привычек. До сих пор точного ответа на этот вопрос наука не знает. «Секрет» изучил несколько исследований психологов, экономистов и химиков и вычленил из них 6 гипотез о том, кто имеет больше шансов преуспеть в собственном бизнесе.

Рождаются или становятся: 6 научных гипотез о предпринимателях

Кому всегда будет сопутствовать успех, чей бизнес никогда не прогорит и у кого больше всего шансов стать удачливым предпринимателем? «Секрет» изучил исследования психологов, экономистов и химиков, чтобы ответить на этот вопрос.

Гены

О существовании «гена предпринимательства» говорили давно. В середине 2000-х исследования показали, что 20% британских и треть американских предпринимателей — дислексики. Самые известные — Ричард Брэнсон, Тед Тёрнер и Генри Форд. Генетики из лондонского Kings College пошли дальше и захотели найти «единый ген предпринимателя». Они изучили близнецов, дислексиков и обычных людей, распределённых по нескольким параметрам: количеству основанных бизнесов, продолжительности периода самозанятости, желании начать собственный бизнес и т. д. Результаты показали, что умение находить бизнес-возможности, вести дела и 37–48% стремления стать предпринимателем приобретается по наследству. Правда, исследователи признали, что генетической информации пока недостаточно, чтобы быть уверенным в этих выводах.

Черты характера

Тексты вроде «15 качеств, которыми должен обладать предприниматель» есть практически на любом сайте об экономике. Чаще всего их составляют по цитатам предпринимателей. Но учёные тоже не остались в стороне от составления списков. Так, американский психолог Дэвид Макклеланд уверен, что предприниматели редко отличаются лидерскими качествами. Они заточены на личные достижения, для которых вовлечение других людей не требуется.

Профессор кафедры предпринимательства Университета американского города Тулса Роберт Хисрич выделяет ведущие мотивы предпринимателя: стремление к независимости, свободе действий, творческой работе и созданию капитала. Австрийский экономист Йозеф Шумпетер указывает на потребность в господстве, власти, влиянии, волю к победе, стремление к успеху в борьбе с соперниками и самим собой, радость творчества.

Одно из последних исследований на эту тему провёл директор Центра предпринимательства в Колорадском университете Томас Дуэнинг. Он выделил пять ключевых умений, которыми должен обладать предприниматель: распознавание возможностей, проектирование, управление рисками, умение пережить неудачу, склонность к действиям, а не планированию.

Мелек Калкан и Чанани Кайгюшюз из турецкого Университета Ондокуз Майыс изучили все основные исследования о качествах предпринимателей и пришли к выводу, что чаще всего в подобных работах упоминаются 42 черты. Самые удивительные среди них — способность к манипулированию, эгоцентризм и агрессивность.

Образование

Если будет доказано, что предпринимателями рождаются, а не становятся, соответствующее образование потеряет смысл. Колледж Бабсон в Массачусетсе встал на защиту бизнес-образования. Там изучили 4000 своих студентов с 1985 по 2009 год и выяснили, что те, кто выбирал более одного курса по предпринимательству, чаще открывали свой бизнес, чем те, кто брал только один курс.

Это исследование расширяет работа Уши Бакес-Гельнер из Цюрихского университета и Петры Моог из Зигенского. Изучив 2000 немецких студентов, они выявили разницу между предпринимателями и работающими по найму. По их мнению, более склонны к ведению бизнеса те, кто не погружается в одну конкретную сферу знаний, а обладает поверхностным представлением обо всём. Узкие специалисты становятся их подчинёнными. Они подтвердили теорию стэнфордского экономиста Эдварда Лейзира о предпринимателе как «мастере на все руки». Он считал, что студенты, которые изучают больше предметов и работают в разных сферах, скорее станут предпринимателями, чем остальные.

Трудное детство

Росс Левин из калифорнийского Университета Беркли и Йона Рубинштейн из Лондонской школы экономики изучали, действительно ли предприниматели зарабатывают больше топ-менеджеров, но параллельно выяснили, что у бизнесменов есть кое-что общее. Большинство из них были «трудными подростками»: агрессивно себя вели, нарушали правила, силой отнимали вещи у других и даже употребляли наркотики. При этом предприниматели, согласно тому же исследованию, обычно имеют высокий IQ и повышенную самоуверенность. Такие люди, по версии исследователей, открывая собственный бизнес, зарабатывают на 70% больше, чем если бы они работали по найму.

Богатые родители

В другой работе Левин и Рубинштейн пишут, что мощный источник новых предпринимателей — это богатые и крепкие семьи. Каждые $100 000 дополнительного годового дохода родителей увеличивают шансы ребёнка открыть свою компанию на 50%. «Если же вы из бедной семьи, ваши шансы стать предпринимателем сильно падают», — говорит Левин.

Ещё несколько исследований расширяют тему: если у человека есть доступ к деньгам, его базовые потребности удовлетворены и он не рискует лишиться еды и жилья, он гораздо более склонен к риску. Учёные из Национального бюро экономических исследований подтверждают эти данные. Согласно их исследованию на фондовой бирже чаще рискуют дети обеспеченных родителей.

Ничего

Оптимисты придумали самолёт, а пессимисты — парашют. Сарас Д. Сарасвати из бизнес-школы Виргинского университета всю карьеру доказывает, что предпринимателем может стать каждый. По её мнению, своё дело открывают люди с совершенно разным бэкграундом, чертами характера и желаниями. Выводы учёной подтверждает статья из Journal of Applied Psychology. Авторы нашли доказательства и того, что предприниматели более склонны к риску, чем простые люди, и обратного. Они также показали, что успеха добиваются как те, кто строго верит в какие-то постулаты, так и те, кто склонен менять собственную точку зрения.

Сарасвати, однако, всё же даёт рекомендации предпринимателям о том, как приблизить успех. Им нужно соблюдать четырёхступенчатый алгоритм. Во-первых, действительно хотеть сделать то, что пришло им в голову. Во-вторых, начинать достижение с мелких шагов, а не с больших. В-третьих, после каждого маленького шага надо осматриваться и переоценивать свою идею. В-четвёртых, делать следующий шаг.