secretmag.ru
Опубликовано 23 сентября 2015, 18:14

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

6 историй про троллинг и наезды

«WhatsApp — отстой», — заявил основатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров на конференции TechCrunch на этой неделе. Он беззастенчиво раскритиковал конкурента за отсутствие ряда функций. Высказывания Дурова разлетелись по всему интернету.

Многие предприниматели нелестно высказываются и подшучивают над теми, с кем делят рынок. «Секрет» вспомнил шесть таких случаев.

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

«WhatsApp — отстой», — заявил основатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров на конференции TechCrunch на этой неделе. Он беззастенчиво раскритиковал конкурента за отсутствие ряда функций. Высказывания Дурова разлетелись по всему интернету.

Многие предприниматели нелестно высказываются и подшучивают над теми, с кем делят рынок. «Секрет» вспомнил шесть таких случаев.

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

Павел Дуров и WhatsApp

На конференции TechCrunch в Сан-Франциско Павел Дуров назвал мессенджер WhatsApp «отстоем». По его словам, у мессенджера масса недостатков. Например, отсутствие возможности сохранять сообщения и пересылать файлы: «Если у вас есть WhatsApp и телефон выходит из строя, у вас нет доступа к вашим сообщениям. Также вы не можете отправить документы, это плохо с точки зрения приватности. Я не был большим поклонником WhatsApp, не являюсь им и сейчас», — сказал Дуров.

Годом ранее предприниматель упрекал WhatsApp, принадлежащий Facebook, в копировании наработок Telegram. Он предположил, что в 2015 году WhatsApp запустит декстопную версию и займётся шифрованием пользовательских данных. И действительно: в начале 2015 года WhatsApp представил такие возможности.

При этом основатель WhatsApp Ян Кум также упрекал Дурова в плагиате: «Павел Дуров умеет только копировать такие продукты, как Facebook и WhatsApp. У него никогда не было оригинальных идей и не будет».

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

Марк Цукерберг и Тим Кук

В 2014 году разразился скандал из-за взлома аккаунтов знаменитостей в сервисе iCloud: в результате в интернете появились их откровенные фотографии. Журналисты подняли вопрос безопасности продуктов Apple на пресс-конференции CEO компании Тимом Куком. Но Тим Кук даже не стал это обсуждать и перешёл к критике «крупных компаний» с бесплатным продуктом. Он сказал, что такие игроки фактически превращают пользователя из клиента в продукт, они зарабатывают на его личных данных. Глава Apple не озвучил названий компаний, о которых шла речь, но нетрудно догадаться, что он намекал на Facebook и Google.

По крайней мере, намёк уловил Марк Цукерберг и раскритиковал бизнес-модель Apple: «Меня вводит в замешательство тот факт, что всё больше людей, кажется, приравнивают такую бизнес-модель к желанию компании быть ближе к потребителю. Вы правда думаете, что, отдавая за продукцию Apple такие деньги, вы становитесь ближе к этой компании? Если бы она воспринимала вас как равных, то в разы снизила бы цены». Рассуждения Тима Кука он назвал нелепыми и объяснил, что Facebook никогда не смог бы стать таким популярным, если бы стал платным сервисом. Невозможно объединить весь мир при наличии каких-либо ценников, уверен Цукерберг.

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

Олег Тиньков и Рокетбанк

В начале сентября Олег Тиньков в своём фейсбуке предложил купить Рокетбанк за $1 млн для своих детей: «Это НЕ Tinkoff People & Тинькофф Банк предлагает, такое им не нужно, это я сам для детей куплю, пусть развлекаются и карточки раздают в школе и колледже», — писал предприниматель. Один из основателей Рокетбанка назвал такую цену несерьёзной: «Вы же слышали, сколько будет стоить iPhone 6s в России? А экзотические фрукты для нашей смузи-машины вообще с каждым днём всё дороже. Это я к тому, что миллион долларов совсем несерьёзно звучит».

Рокетбанк и Тиньков не первый раз поддевают друг друга публично: так, в марте они устроили перепалку в «Твиттере». Тогда они обсудили между собой количество выпущенных карт, качество мобильных приложений, клиентскую базу, рейтинг Тинькофф-банка. По мотивам своих перепалок с Тиньковым Рокетбанк выпустил несколько браузерных игр — «Рокетабанк» и «Помоги Олегу собрать миллион»(http://s3.rocketbank.ru/oleg/index.html). Интересно, что ещё год назад Тиньков отзывался о Рокетбанке положительно: «Я вижу большой позитив в том, что существуют такие приложения, как "Инстабанк", "Рокетбанк", потому что мы смотрим на них, видим, какие красивые они делают приложения, это очень круто».

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

Стив Джобс и Билл Гейтс

Основатель Apple Стив Джобс не раз критиковал своего главного конкурента — главу Microsoft Билла Гейтса. «Билл в принципе лишён воображения, он ничего не изобрёл. Вот почему я думаю, что в настоящее время он успешнее в филантропии, чем технологиях. Он просто бесстыдно содрал идеи других людей», — цитирует Джобса его официальный биограф Уолтер Айзексон в книге «Стив Джобс».

Гейтс ответил на это в эфире американского телеканала ABC, заявив, что его мало волнует мнение Джобса. Он подчеркнул, что основатель Apple обижен на то, что компания в течение долгого времени испытывала трудности, прежде чем стать лидером на рынке. «В Apple Джобс несколько раз сталкивался с тем, что продукция его компании была настолько дорогой, что буквально не могла оставаться на рынке. Тот факт, что большое количество нашей техники, продававшейся по совершенно разной цене, имело успех, его задевал. Ему кажется, что он хороший парень, а мы плохие парни, которые его осаждают, поэтому его обида и критика понятны», — ответил Гейтс в интервью ABC.

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

Burger King и McDonald’s

Burger King начал нападать на своих конкурентов ещё в конце XX века — в 1984 году в рамках рекламной кампании сеть быстрого питания показала ролики о преимуществе своих бургеров, потому что что они приготовлены на решётке, а не на сковороде, как у конкурентов. После этого между Burger King и главным конкурентом сетью McDonald’s развязалась настоящая рекламная война, продолжающаяся до сих пор.

В августе этого года Burger King предложил McDonald’s создать совместный бургер McWhopper, который можно было бы продавать в сетях 21 сентября, в Международный день мира. Красочный ролик и предложение о сотрудничестве Burger King передал McDonald’s через СМИ. Сеть так и не получила положительный ответ, о чём его представители регулярно напоминают в социальных сетях и интервью, намекая на то, что бессердечный McDonald’s не готов поддержать такую безобидную акцию. «Дорогой Burger King, нам нравятся твои намерения, но также нам кажется, что наши бренды способны на большее. Мы обязуемся по всему миру повысить прозрачность нашего производства и деятельности, возможно, и вы захотите присоединиться к нам. Давайте наконец признаем, что между нами — дружеское соревнование, а не реальная война. Мы всегда на связи», — попытался оправдаться McDonald’s.

Как предприниматели подтрунивают над конкурентами

Audi и BMW

Сегодня среди автомобильных концернов дразнить и поддевать друг друга рекламой считается уже правилом хорошего тона. Но началось всё с конфликта Audi и ВMW: в 2006 году концерн BWM поздравил компанию Audi с победой в конкурсе «Машина года — 2006 в Южной Африке», подписавшись как «Машина мира — 2006». В Audi ответили снисходительным замечанием, что именно их автомобили шесть лет подряд становились победителями гонок на выносливость Le Mans 24 Hour.

В течение следующих лет подтрунивание над конкурентами стало частью маркетинговой политики Audi. Например, она сняла ролик о своём суперкаре R8 в итальянском городе Маранелло, который считается родиной Ferrari. В видео жители города с завистью смотрят на автомобиль немецкой компании. В другом ролике о R8 Audi желает спокойной ночи «старомодным владельцам» Mercedes и доброго утра владельцам своего суперкара. А к зимней Олимпиаде в Ванкувере компания подготовила рекламное видео, в котором потребители зомбированы марками BMW, Mercedes и Lexus, но стоит появиться Audi — и «наваждение» рассеивается. Российские дилеры тоже не остались в стороне — несколько лет назад они выпустили вирусное видео к Международному женскому дню, в котором только Audi A1, а не другие марки, задевает чувства женщин.

Фотография на обложке: Alamy