secretmag.ru
Опубликовано 25 мая 2018, 16:59

Как интернет-компании пытаются стать удобнее для людей с инвалидностью

Google, Airbnb, «ВКонтакте» и другие

В мире около миллиарда людей с инвалидностью, это примерно 15% населения. Естественно, что компании стараются сделать свои продукты и сервисы более доступными для этого меньшинства. Основная часть приложений и сервисов, удобных для людей с инвалидностью, англоязычные. В России около 9%, то есть больше 12,3 млн человек, официально признаны инвалидами, на самом деле их гораздо больше. «Секрет» рассказывает, как компании адаптируют свои продукты для людей с инвалидностью, и разбирается, почему они делают недостаточно.

Как интернет-компании пытаются стать удобнее для людей с инвалидностью

В мире около миллиарда людей с инвалидностью, это примерно 15% населения. Естественно, что компании стараются сделать свои продукты и сервисы более доступными для этого меньшинства. Основная часть приложений и сервисов, удобных для людей с инвалидностью, англоязычные. В России около 9%, то есть больше 12,3 млн человек, официально признаны инвалидами, на самом деле их гораздо больше. «Секрет» рассказывает, как компании адаптируют свои продукты для людей с инвалидностью, и разбирается, почему они делают недостаточно.

Airbnb

Как интернет-компании пытаются стать удобнее для людей с инвалидностью

© © Accomable

15 марта 2018 года сервис кратковременной аренды жилья Airbnb анонсировал 21 новый фильтр для поиска квартир и домов. Рядом с базовыми «кондиционер», «шампунь» и «место для ноутбука» скоро появятся «парковка для людей с инвалидностью», «доступность всех комнат для инвалидной коляски», «поручни в ванной» и т. д. Это поможет путешественникам с двигательными и другими расстройствами сразу находить комфортные варианты размещения. «Наша миссия — дать возможность всем, вне зависимости от инвалидности, быть там, где они хотят быть», — считают в Airbnb.

За пару месяцев до этого Airbnb купил британский стартап Accomable, который создали два айтишника со спинальной мышечной атрофией. Accomable изначально специализировался на поиске жилья для людей с инвалидностью, а теперь его создатели отвечают за доступность сервиса для людей с различными расстройствами в Airbnb. Кроме создателей в Accomable работали ещё семь человек, пять из них теперь также присоединились к команде Airbnb.

Сумму сделки компании не раскрывают. Известно только, что несколько бизнес-ангелов вложили в Accomable около $400 000 в первом раунде. Теперь 1100 домов из Accomable можно арендовать через Airbnb.

Google

В минувшем марте компания Google пообещала, что в их навигационном сервисе Google Maps появятся обозначения дорог, удобных для колясочников. Правда, это обновление будет доступно только в Нью-Йорке, Бостоне, Лондоне, Токио, Мехико и Сиднее, но географию обещают расширять. «Мы прогрессируем в сторону более доступного мира для всех», — заявляют представители Google.

В январе 2018 года компания добавила функцию G Suite Braille в «Google Таблицы», теперь во всех «Google Документах» можно читать и редактировать содержимое, используя клавиатуру и дисплей Брайля. Количество своих незрячих пользователей Google не раскрывает, но всего в мире около 39 млн слепых людей и 245 млн слабовидящих.

Также в этом году корпорация объявила, что потратит $20 млн на гранты 29 некоммерческих компаний, которые используют современные технологии, чтобы делать мир доступнее для людей с инвалидностью. Претендовать на гранты могут организации из любых стран мира.

Uber

Как интернет-компании пытаются стать удобнее для людей с инвалидностью

© © UberAcess

В 2014 году Uber представил сервис UberAccess. Он был создан, чтобы люди в инвалидных креслах могли комфортно передвигаться на такси. За четыре года сервис так и не дошёл до России, он работает в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Лондоне, Портленде и Бангалоре. Но даже в этих городах не у всех есть возможность воспользоваться сервисом — машин слишком мало.

В июне 2017 года в Нью-Йорке группа активистов по защите прав и свобод людей с инвалидностью подала в суд на Uber. Оказалось, что на весь мегаполис у компании всего 200 такси, приспособленных для людей, передвигающихся на коляске, — в Нью-Йорке более 58 000 такси Uber. Подобные иски в Америке за последние полтора года — не редкость: люди с инвалидностью подавали в суд на Uber в штате Миссисипи, Калифорнии, Вашингтоне. Каждый раз представители Uber заявляли, что постараются увеличить парк необходимых такси и повысить доступность сервиса для всех.

«ВКонтакте»

Как интернет-компании пытаются стать удобнее для людей с инвалидностью

© © Митя Алешковский / ТАСС

Большинство российских технологических компаний до сих пор редко проявляют инициативу, когда дело касается доступности для инвалидов. Даже те изменения, которые происходят, идут не от самих компаний. Например, в 2016 году Антон Туляков из Ленобласти добился доступности «ВКонтакте» для незрячих людей, написав петицию на Change.org. Он пользовался специальной программой для слепых Talkback от Google и её аналогами-скринридерами. Такие программы читают вслух текст с экрана, но не все сервисы и сайты учитывают их специфику при разработке. Часть функционала «ВКонтакте» не работала через скринридеры.

Туляков считает, что незрячие люди часто сталкиваются с плохой навигацией в интернете, у них возникают трудности с капчами, не воспроизводятся плееры для просмотра видео и т. д. Непродуманной была и соцсеть «ВКонтакте», которой Туляков активно пользовался. Но некоторые её функции перестали работать после редизайна: невозможно было отложить или закрепить запись на странице профиля, отредактировать название документа или удалить его, найти сообщение в диалоге. Его петицию с призывом исправить недостатки соцсети подписали 139 370 человек.

Представители «ВКонтакте» обратили на это внимание, пообещали всё исправить и сотрудничать с Туляковым. Теперь через скринридер доступен весь функционал «ВКонтакте». И сейчас, если одна из функций перестаёт работать через скринридеры, «ВКонтакте» быстро всё исправляет. «Я ещё предложил сделать сайт доступнее для слабослышащих — в видео во "ВКонтакте", в отличие от YouTube, нет субтитров», — рассказывает Туляков».

«Яндекс»

Как интернет-компании пытаются стать удобнее для людей с инвалидностью

© © Павел Смертин / ТАСС

В 2015 году компания «Яндекс» выпустила приложение «Разговор». Оно частично снимает проблему общения глухих и слабослышащих людей, а также их родственников, друзей и коллег. Приложение переводит слова собеседника в текст на экране и озвучивает набранные вручную сообщения. Оно всё ещё доступно только в Google Play, а версии для iOS не существует. Приложение было придумано и разработано группой студентов МФТИ и работает на технологии распознавания речи Yandex SpeechKit.

В ноябре 2017 года «Яндекс» добавил в приложение для iOS и Android «Яндекс.Транспорт» возможность узнать о движении автобусов с низким полом, приспособленных для людей с инвалидностью. Эта функция работает только в Москве и некоторых городах Московской области.

Приложение «Яндекс.Такси», недавно объединившееся в России с Uber, который так гордится своим UberAccess, не отличается дружелюбием к людям с инвалидностью. В соцсетях часто появляются истории инвалидов-колясочников, недовольных тем, как с ними обращались таксисты. Например, шеф-редактор издания об образовании «Мел» рассказала в Facebook, как столкнулась с подобной дискриминацией. Водитель «Яндекс.Такси» сказал ей, что инвалидность и коляску нужно писать в комментарии к заказу, «где указываешь, что провозишь животное, собаку, например», потому что тогда цена будет, возможно, выше. Комментариев и извинений от представителей компании не последовало.

Как сделать доступным сайт или сервис

Конвенция по правам инвалидов ООН, ратифицированная в России в 2008 году, и российская Конституция утверждают равноправный доступ граждан к информации, услугам и общению. Например, в конвенции прописаны стандарты социальной защиты людей с инвалидностью, где им гарантируется доступ к необходимым устройствам для свободной коммуникации — в том числе в интернете.

В конвенции есть четыре главных принципа доступности интернета:

  1. Воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны легко восприниматься всеми пользователями.

  2. Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми для всех.

  3. Понятность: информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными.

  4. Надёжность: все функции сайтов и сервисов должны быть доступны через приложения и ассистивные технологии (скринридеры, дисплеи Брайля и т. д.).

Эти правила выполняют далеко не все, поэтому доступнее для инвалидов интернет становится очень медленно. В начале 2017 года Егор Туляков написал ещё одну петицию. На этот раз он обратился не к компании, а к государству и призвал разработать закон о доступности интернета и ПО для людей с инвалидностью. Об этой петиции снял сюжет канал Life78. «Канал спросил Клименко (Герман Клименко — советник президента по вопросам развития интернета. — Прим. ред.) об этой петиции, и он ответил: не ждите, — говорит Туляков. — Компаниям ещё приходится как-то реагировать, а вот государству… Была же петиция мальчика против дискриминации людей, которые не могут поставить подпись в документах из-за разных заболеваний, он просил дать возможность расписываться отпечатком пальца. Петиция много набрала, но так ничего и не сделали».

Кроме того что люди с инвалидностью — большой рынок, который не замечать как минимум странно, есть ещё несколько причин сделать свой сайт, сервис или приложение доступным всем без ограничений.

Это несложно: не нужно создавать отдельную версию, достаточно просто улучшить существующую. Кроме того, это улучшит дизайн и навигацию ресурса. Для начала нужно заменить неконтрастные мелкие шрифты: их тяжело читать как людям с низким зрением, так и тем, кто долго сидит за компьютером и у кого устали глаза.

Чтобы ваш сайт был доступен через скринридеры, блоки информации должны логично располагаться, иметь удобную навигацию — это сделает сайт удобнее и привлекательнее даже для тех, кому скринридер не нужен. Если у вас есть свой сервис по загрузке или редактированию видео, дайте возможность людям добавлять субтитры или создавайте их автоматически. В целом доступность для людей с инвалидностью делает сервис или сайт привлекательнее для всех.

Фотография на обложке: Accomable

Главные новости и лучшие лонгриды «Секрета» — в нашем Telegram-канале: businesssecrets. Подписывайтесь!