secretmag.ru
Опубликовано 29 апреля 2016, 17:56

Как праздники влияют на экономику разных стран

Россия — не самый плохой вариант

В 2016 году в России будет 14 праздничных дней. Вопреки распространенному мнению, Россия не лидер по числу выходных: больше всего их в Индии (21 день), а меньше всего отдыхают в Мексике (7 дней). Общенациональные праздники — важное событие для экономики. В преддверии майских праздников «Секрет» разобрался, как они влияют на благосостояние стран и кто выступает за сокращение праздничных дней.

Как праздники влияют на экономику разных стран

Вопреки распространенному мнению, Россия не лидер по числу праздничных выходных: больше всего их в Индии (21 день), а меньше всего отдыхают в Мексике (7 дней). Общенациональные праздники — важное событие для экономики. «Секрет» разобрался, как они влияют на благосостояние стран и кто выступает за сокращение праздничных дней.

Королевская свадьба ценой в $9 млрд.

В 2012 году специалисты британского Центра экономических и бизнес-исследований (Centre for Economics and Business Research, или CEBR) подсчитали, что праздники обходятся бюджету страны в £19 млрд в год (около $30 млрд). Это означает, что каждый выходной день экономика недополучает $3,7 млрд. Конечно, часть бизнеса выигрывает от праздников — особенно это касается пабов и ресторанов, но 45% компаний страдают от них.

Дополнительный выходной, сопровождавшийся празднованием свадьбы принца Уильяма и Кейт Миддлтон в апреле 2011 года, по оценке правительства страны, обошёлся экономике в $3,6 млрд. Правда, Конфедерация британской промышленности посчитала цифру заниженной, по её оценкам, потери достигли $9,6 млрд.

Другие праздники, связанные с королевской семьёй, тоже дорого обходятся британскому бюджету. Департамент культуры, медиа и спорта проанализировал траты на бриллиантовый юбилей Елизаветы II в июне 2012 года и пришёл к выводу, что дополнительный общенациональный выходной принёс потери от $1,9 млрд до $5,7 млрд, но в то же время привёл к повышению ВВП на $1,8 млрд.

Лунный Новый год и мировая торговля

Китайский Новый год — самый важный праздник в стране. Он длится почти месяц, и в это время все жители Китая навещают родственников и дарят друг другу подарки. Конечно, праздник весны (второе название китайского Нового года) приносит бизнесу прибыль: на выходных зарабатывают магазины, рестораны, кондитеры, но улучшение заметно не во всех секторах экономики. Например, традиционно в это время падают продажи автомобилей. Кроме того, промышленное производство останавливается почти повсеместно, и работники фабрик уезжают в родные города, чтобы отметить праздник. Это влияет не только на экономические показатели Китая, но и на другие страны, которые закупают электронику и одежду.

Насколько китайские праздники влияют на экономику других стран, можно понять, посмотрев на данные о сотрудничестве Китая и США. В 2012 году экспорт товаров из Китая в Штаты упал на рекордные $28 млрд в феврале, а импорт вырос на $14,4 млрд, что привело к образованию торгового дефицита в размере $19,3 млрд.

Папа римский против кенийской экономики

В 2015 году кенийское правительство приняло решение сделать 26 ноября праздничным нерабочим днём по случаю визита папы римского Франциска, который должен был первый раз посетить Африку с официальной поездкой. Однако чиновники тут же столкнулись с волной критики, потому что дополнительный выходной стоил бы стране больших финансовых потерь, а экономика страны и так была не в лучшей форме — прогнозы экономического роста на 2015 год пришлось сократить с 6,5 до 5,8%.

«Кения — небогатая страна и не может позволить себе такого расточительства, как общенациональный праздник посреди недели», — сказал профессор Фредерик Ираки из Университета Найроби. Выходной был запланирован на четверг, и учёный предполагал, что в пятницу работа тоже будет остановлена. Так и вышло. По оценкам профессора Ираки, приезд понтифика привёл к потерям миллиардов кенийских шиллингов (1 млрд кенийских шиллингов приблизительно равен $10 млн) из-за того, что в стране закрылись банки, министерства, биржа, а также суды и школы.

Австралийский штат против Национальной футбольной лиги

Летом 2015 года в австралийском штате Виктория ввели два дополнительных праздничных дня — по случаю проведения финала чемпионата Австралийской футбольной лиги и по случаю Пасхи.

Специальный министр штата Виктория Гэвин Дженнингс заявил, что новый выходной день может быть полезным для экономики региона: по его оценкам, туристы, посещающие штат, принесут дополнительный $51 млн, а еще $49 млн составят дополнительные продажи на билеты на спортивные мероприятия, сувениры и другую развлекательную активность. Оппозиционеры назвали новый праздник «экономическим вандализмом» и заявили, что миллиард австралийских долларов — слишком высокая цена для дополнительного выходного, который премьер-министр штата Дэниел Эндрюс сможет провести вдали от офиса.

По оценкам аналитиков, на этом регион потерял $900 млн из-за остановки производств, а доходы от проведения чемпионата составили только $312 млн. Несмотря на протесты и очевидный экономический провал, Дженнингс пообещал не отказываться от этих популистских мер и проводить новый праздник и в последующие годы, а также более детально проанализировать его влияние на экономику.

Глобальная экономика против индийских праздников

В Индии примерно 21 праздничный день в году (точное число выходных зависит от штата), и это один из самых высоких показателей в мире. Количество критиков, утверждающих, что страна теряет слишком много из-за праздничных дней, постоянно растет.

В связи с праздничными днями в конце марта и в начале апреля 2015 года банки закрылись на семь дней. По мнению колумниста индийского издания The Economic Times, такие «банковские каникулы» привели к множеству проблем, например, к дефициту наличных в банкоматах. Люди были вынуждены ждать несколько дней, чтобы снять деньги с карт или стоять в длинных очередях. То же самое произошло и в этом году: на протяжении четырёх дней в конце марта (это дни празднования Холи, за которыми следуют обычные выходные) владельцы банковских карт не могли совершать транзакции.

Фотография на обложке: DPA