Почему сервис для поиска картинок Giphy оценили в $300 млн
Всё умрёт, а гифки останутсяКартинки на миллионы долларов
На прошлой неделе сервис для поиска гифок Giphy привлёк $55 млн от венчурных фондов Lightspeed Venture Partners, General Catalyst Partners, RRE Ventures и других. В результате сделки компанию оценили в $300 млн. «Секрет» рассказывает, как скопище мигающих картинок превратилось в серьёзный бизнес.
Giphy родом из Нью-Йорка. Основатель компании Алекс Чанг до этого занимался сервисом по продаже искусства Artspace и запустил несколько стартапов. Один из них — соцсеть Fridge, с которой он прошёл престижный инкубатор Y Combinator, — в 2011-м купил Google. В 2013 году Чанг вместе с программистом Джеймсом Куком за завтраком придумал «Google для гифок». Сервис стал резидентом американского стартап-инкубатора Betaworks. Теперь команда Giphy сидит в Нижнем Ист-Сайде вместе с другими компаниями, которые развиваются при поддержке Betaworks (например, Digg и Bitly. «Интересно вытаскивать какой-нибудь яркий момент и вставлять его в гифку — например, падение Джессики Лоуренс на церемонии "Оскар"», — говорил Кук в 2013 году.
Первым человеком, которого партнёры пригласили присоединиться к Giphy, стал Адам Лейбсон, который раньше работал в рекламном агентстве и маркетинговом отделе телеканала Fox. Лейбсон стал исполнительным директором и выполняет роль публичного лица компании — на всех конференциях он показывает презентацию с помощью гифок.
Сначала мало кто возлагал на Giphy надежды. СМИ критиковали сервис за сомнительный дизайн: чёрный фон и большая палитра цветов — в то время как интернет-гиганты стремятся к минимализму и используют светлые тона.
«Люди злились, потому что сайт работал слишком медленно», — вспоминает Чанг. Однако это не помешало ему быстро привлечь первый миллион долларов от Betaworks (кроме инкубатора у стартап-студии Betaworks есть фонд, инвестирующий в стартапы). Без какого-либо маркетинга в первые месяцы 50 000 человек стали заходить на Giphy регулярно, сервис рос быстрыми темпами.
Долговечный формат
Долгое время гифки оставались развлечением — картинки пересылали друг другу, чтобы лучше отразить эмоции. Формат появился ещё в 1987 году благодаря программисту CompuServe Стиву Вилайту. Кстати, на церемонии вручения интернет-премии Webbyy Awards создатель напомнил, что правильно говорить «джиф», а не «гиф».
Гифки получили популярность в 90-х, в частности благодаря музыкальной соцсети MySpace, где они позволяли персонализировать страницу. Новое дыхание открылось в середине нулевых благодаря сайту BuzzFeed, который создавал свои самые популярные материалы при помощи гифок. «Философ Людвиг Витгенштейн верил, что письменный язык оставляет слишком много для интерпретации. Гифки эффективны, потому что заполняют эти пробелы», — говорит Чанг. По его мнению, сейчас настало время, когда технологии заменяют чтение и письмо. Гифки вызывают эмоции, которые невозможно передать с помощью текста. Как-то гифкой в своём Twitter поделился даже Барак Обама.
Срок жизни продуктов в интернете обычно ограничен, а на смену одним форматам быстро приходят другие. То, что гифки, несмотря на свой возраст, ещё не умерли, подтверждает несколько фактов. Недавно Twitter заявил о поддержке поиска по гифкам в партнёрстве с Giphy и поиском по гифкам для мобильных Riffsy — пользователи могут искать картинки в библиотеке прямо в микроблоге и вставлять их в твит одним кликом. Giphy работает в партнёрстве с разными соцсетями и сервисами — гифки компании можно отправлять в Facebook, Telegram, Slack, Tinder и другие популярные сервисы. На площадках появляется специальная кнопка для выбора движущихся картинок из библиотеки Giphy.
С тех пор как Twitter добавил поддержку гифок в июне 2014-го, этими картинками поделились больше 100 млн раз. На главной странице Tumblr теги с гифками уже несколько лет держатся на первом месте по запросам. В марте 2015-го Giphy купил сервис для обмена гифками Nutmeg, что стало шагом к покорению мобильного рынка.
По данным Similarweb, в январе 2016-го на сайт сервиса зашли 110 млн пользователей. В этом месяце компания представила инструмент GIF Maker, который позволяет создавать гифки. Чтобы поддержать формат, Google совместно с галереей Saatchi организовали премию Motion Photography Prize.
Где деньги
«Giphy — это маркетплейс нового медиаконтента, который считали маргинальным ещё пару лет назад. Это как рэп-музыка — сначала думали, что там только мат и бандиты, а потом из этого субкультурного слоя выросла куча направлений и миллиарды долларов», — говорит Андрей Хорсев, основатель сервиса стикеров Stickerpipe.
Giphy делал упор на распространении гифок, например запустил сервис для укорачивания ссылок на движущиеся картинки для Twitter и Facebook. «У нас крупнейшая сеть гифок в мире, — хвастался Чанг на одном из собраний компании. — У нас есть лицензии от многих продюсеров и студий. Мы становимся дистрибутором контента».
Осенью 2014-го Giphy объявил о запуске API для создания стикеров, через год подписал соглашение о партнёрстве с японским мессенджером Line — они выпускают серии анимированных стикеров. С его помощью API-разработчики могут бесплатно использовать гифки на своих сайтах и в приложениях. Кроме этого, Giphy создаёт совместные проекты с музыкальными и киностудиями и участвуют в освещении ярких событий. К несерьёзному формату обращались такие гиганты, как Ralph Lauren и Juicy Couture. Пока Giphy не берёт за это деньги, компания заинтересована в раскрутке формата.
За последние три года компания привлекла почти $80 млн инвестиций, её конкурент — мобильная площадка для гифок Riffsy — $13,5 млн. Джереми Лью из венчурного фонда Lightspeed, который вложился в Giphy, считает, что «гифки стали мейнстримом». «Это большой тренд. А если это тренд, нужно спросить себя: кто здесь лидер? Giphy — место, где можно найти любые гифки, оно очень облегчает их поиск», — убеждён инвестор.
Сейчас киностудии и продюсеры сериалов обращаются к Giphy за советами — как продвигаться с помощью гифок. Сотрудники студий делают нарезку кадров из фильмов в виде движущихся картинок, чтобы аудитория могла легко ими делиться. У Giphy есть приложение Giphy Cam, в котором пользователи могут накладывать на свои гифки фильтры со «Звёздными войнами» и «Секретными материалами». В феврале команда Giphy отражала важные моменты премии «Грэмми» с помощью гифок в режиме реального времени. Даже политтехнологи Хиллари Клинтон заезжали в офис Giphy, чтобы проконсультироваться о том, как сделать убедительный ролик для PR-кампании.
Сейчас бизнес Чанга фокусируется на росте, а не на выручке. Как и многих стартапов, его цель — масштабироваться и появляться на новых площадках, где Giphy сможет дотянуться до миллиардов пользователей. Именно на этом основана оценка компании в $300 млн в последнем раунде инвестиций. Лейбсон считает её справедливой: «Мы начинали как поисковик, потом запустили инструмент для создания гифок, теперь у нас есть ещё и широкие каналы распространения».
В будущем Giphy будет монетизировать сервис за счёт продажи лицензий на контент и рекламодателей, которые смогут ориентировать рекламу на конкретных людей. Например, пользователь сможет ввести слово «детектив» и сначала увидит кадры из нового сериала HBO.
Главный конкурент Чанга — это Riffsy, «клавиатура гифок» в мобильных устройствах завоёвывает всё больше аудитории (на Android её скачали 10 млн пользователей). Чанг, впрочем, не боится конкуренции: «Нужно стать частью поп-культуры, а компании в Сан-Франциско не могут этого добиться», — говорит он.
В этом году Giphy также стал работать с японским мессенджером Line, они вместе выпускают серию анимированных стикеров.
Анимация на обложке: Giphy
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.