secretmag.ru
Опубликовано 25 февраля 2016, 15:34

Почему мы должны перестать дарить подарки

Чем вредна традиция

Почти 40% жителей крупных российских городов намерено в этом году сократить расходы на подарки 23 февраля и 8 марта, согласно данным консалтингового агентства BrandScience. При этом 7% москвичей и 4% петербуржцев и вовсе не будут ничего дарить. С таким подходом согласно немало исследователей, уверенных, что обмен подарками — вредная для экономики традиция. «Секрет» объясняет, почему нам стоит перестать дарить друг другу подарки.

Почему мы должны перестать дарить подарки

Почти 40% жителей крупных российских городов, по данным консалтингового агентства BrandScience, собирались в этом году сократить расходы на подарки к 23 Февраля и 8 Марта. 7% москвичей и 4% петербуржцев и вовсе решили никому ничего дарить. Не исключено, что это к лучшему. Немало исследователей считают, что обмен подарками — вредная для экономики традиция. «Секрет» объясняет, почему они делают такие выводы.

Деньги на ветер

Профессор Йельского университета Джоэль Вальдфогель ещё в 1993 году опубликовал исследование, в котором утверждал, что подарки — нерациональный обмен ресурсами. Люди часто дарят что-то, что для получателя не представляет особой ценности, и затраты, которые несёт одна сторона, не компенсируются полностью выгодой, которую получает другая. Вальдфогель приводит такой пример. Он провёл эксперимент, в котором попросил своих студентов оценить определённый набор подарков. Вещи, предложенные учёным, стоили $438, но студенты дали за них всего $313. Таким образом, оценочная стоимость подарков составила 71% от реальной. По подсчётам Вальдфогеля, из $38 млрд, которые американцы спустили на подарки в 1992 году, от $4 до $12 млрд были выброшены на ветер. В опубликованной в 2009 году книге «Почему мы не должны покупать подарки на праздники» он оценил экономические потери от традиции в $25 млрд в год.

Покупки в последний момент

Мы дарим ненужные вещи по разным причинам: плохо знаем получателя, не спрашиваем, что он действительно хочет, полагаемся на собственный вкус и, главное, прокрастинируем и начинаем искать что-то подходящее в последний момент. По данным исследовательской компании Harris Interactive, 25% американцев покупают подарки перед праздником, а 10 млн из них — в сам день торжества. Переплатив из-за предпраздничных наценок в магазине, придётся потратиться ещё и на упаковку — согласно австралийскому исследованию 2009 года, она воспринимается как неотъемлемая часть подарка.

Стресс

Пока некоторые исследования заявляют, что обмен подарками делает людей счастливее, другие напоминают о высоком уровне стресса, связанного с этой традицией. Проведённое в 2014 году исследование Pew Research Center показало: 36% американцев нервничают из-за необходимости выбирать подарки и тратить на них деньги. При этом 23% считают траты расточительством. В первую очередь страдают люди с небольшим доходом — шесть из десяти опрошенных американцев, зарабатывающих меньше $30 000 в год, чувствуют себя некомфортно во время праздников, в то время как среди людей с доходом выше $75 000 стресс испытывает треть. 53% респондентов называют свои эмоции по отношению к обмену подарками смешанным — одновременно положительным и отрицательным, а 7% видят исключительно негативные стороны этого процесса, в том числе из-за необходимости экономить, чтобы купить подарок.

Мы не умеем выбирать

Нам кажется, что потраченные на выбор подарка время и силы делают его особенно ценным. Авторы исследования, опубликованного в 2011 году в научном журнале Journal of Experimental Social Psychology, уверены в обратном: сюрпризы радуют людей немногим больше, чем вещи, которые они просили заранее. Лучшим подарком большинство участников исследования назвали деньги. Эффектный и дорогой, по мнению дарителей, подарок довольно часто приносит положительные эмоции только им самим. «На самом деле люди предпочитают получать что-то простое и практичное», — объясняет Натан Новемски из Йельского университета. Вместе с коллегами он провёл несколько экспериментов в 2014 году и выяснил, что, получив сертификат в дорогой ресторан в часе езды от дома и сертификат в заведение уровнем ниже, но в пятиминутной доступности, люди скорее используют второй.

Фотография на обложке: Jeff Snyder / Flickr / CC BY-SA 3.0