Здоровый фастфуд: Как McDonald’s, Subway и другие меняются, чтобы выжить
«Похоже на наедалово, смотри не обострись»Российские депутаты, которые предлагают ограничить рекламу фастфуда или вовсе его запретить, отстали от глобального тренда. Повсеместное распространение моды на здоровый образ жизни привело к тому, что продажи крупнейших сетей быстрого питания, уже который год падают или, в лучшем случае, стагнируют. Ресторанам пришлось пересмотреть свои меню, и уже сегодня некоторые их блюда не вреднее тех, которыми кормят в столовой Госдумы.
Российские депутаты, которые предлагают ограничить рекламу фастфуда или вовсе его запретить, отстали от глобального тренда. Повсеместное распространение моды на здоровый образ жизни привело к тому, что продажи крупнейших сетей быстрого питания уже который год падают или в лучшем случае стагнируют. Ресторанам пришлось пересмотреть свои меню, и уже сегодня некоторые их блюда не вреднее тех, которыми кормят в столовой Госдумы.
Мясо без антибиотиков
В 2014 году американская сеть Carl’s Jr. представила «полностью натуральный бургер». Это значит, что коров, из которых делают котлеты, не пичкают антибиотиками, стероидами и гормонами. Более того, им позволяют свободно пастись в каком-нибудь экологически чистом месте. Руководство сети утверждает, что в меню Carl’s Jr. новый бургер — одно из самых популярных блюд.
Антибиотики в говядине и мясе птицы — одна из главных претензий к фастфуду. Дело в том, что для лечения животных и людей часто используют одни и те же препараты. Завсегдатаи ресторанов быстрого питания теряют к ним восприимчивость, и это усложняет их лечение. Согласно официальной статистике каждый год бактериальные инфекции, которые не поддаются лечению антибиотиками, развиваются более чем у 2 млн американцев, 25 000 человек в результате умирают.
В 2015 году о планах отказаться от мяса птицы, которую лечили антибиотиками, объявил McDonald’s. Кроме того, компания хочет, чтобы курицы, мясо которых идёт на изготовление бургеров и других блюд, росли на свободе, а не в клетках. Осенью того же года о постепенном отказе от «мяса с антибиотиками» рассказало руководство Subway, крупнейшей по числу точек сети быстрого питания. Правда, сделать это быстро не получится — программы и McDonald’s, и Subway рассчитаны на ближайшие десять лет.
Блюда для вегетарианцев
Сеть мексиканского фастфуда Taco Bell в прошлом году увлеклась овощами, предложив посетителям заменить мясо бобами и рисом в большинстве позиций своего меню. В сети объясняют это тем, что миллениалы всё чаще отказываются от мяса: кто-то становится вегетарианцем, кто-то — худеет.
Прошлогодние социологические опросы показали, что около трети взрослых американцев — так называемые флекситарианцы. Они не против мясных блюд, но, если есть альтернатива, выбирают её. С этим трендом вынуждены считаться все крупные сети.
В 2014 году Burger King представил линейку из шести вегетарианских бургеров в Индии, где мясо многим не позволяет есть религия. Но позднее похожие позиции появились и в других странах. В середине этого года бургер с котлетой из бобов, морковью, свежим зелёным салатом и огурцами продавался в российских заведениях этой сети. Сколько всего их было съедено, в компании не говорят, но её паблик в сети «ВКонтакте» пестрит вопросами клиентов, когда это блюдо начнут готовить вновь.
Некоторые компании, чтобы угодить вегетарианцам и веганам, решаются на запуск новых форматов кафе. В декабре 2015 года канадский McDonald’s открыл в Торонто кафе нового формата, и его меню радикально отличается от всего, что сеть предлагала раньше. В заведении, которое получило название The Corner, подают, например, салат с киноа, мандарином и зелёными соевыми бобами, салат из брюссельской капусты с овощным миксом, классический поджаренный сыр на мультизерновом хлебе, а также круассаны с яблоком, сыром бри и мёдом.
Отказ от консервантов и красителей
К 2017-му сеть Subway обещает полностью отказаться от искусственных ингредиентов. Ещё в 2014 году она удалила из хлеба азодикарбонамид, после того как выяснилось, что химикат, который производители хлебобулочных изделий используют в качестве «отбеливающего средства», входит в состав обувных подошв и ковриков для йоги. McDonald’s, Burger King, Starbucks и другие сети, в чьих блюдах также нашли азодикарбонамид, пока от него, впрочем, не отказываются.
Papa John's с 2014 года тратит $100 млн в год, чтобы убрать из своего меню искусственные ингредиенты и другие добавки, такие как глутамат натрия, трансжиры или даже безобидный кукурузный сироп. Постоянные клиенты Papa John's жалуются, что любимые позиции меню — например, соусы — потеряли привычный вкус, но администрация на их претензии не реагирует.
В 2015 году сеть пекарен Panera Bread опубликовала список из 150 искусственных ингредиентов, которые она планирует убрать из своей выпечки к концу 2016 года, а также пообещала представить полностью натуральные супы. Чтобы не разочаровать посетителей, компания, по словам её руководства, более 60 раз поменяла рецепт своего самого популярного супа — сырного с брокколи. Без фосфата натрия и другой химии сделать блюдо таким же вкусным, как раньше, не получалось.
Борьба с ГМО
В «оздоровлении» фастфуда, разумеется, очень много маркетинга и пиара — иногда больше, чем реального содержания. В частности, многие сети решили объявить войну генетически модифицированным продуктам, которые большинство учёных вредными не считает.
С прошлого года продуктов с ГМО больше нет, например, в Chipotle Mexican Grill. Исполнительный директор сети Стив Элс рассказал, что решение компания приняла исключительно из-за того, что ГМО пугает потребителей, а не потому, что она разделяет веру в то, что така еда опасна.
Интересно, что клиенты Chipotle Mexican Grill вместо того, чтобы поблагодарить компанию за заботу, атаковали её судебными исками, после того как обнаружилось, что ГМО остались в составе некоторых напитков, а также в корме для животных, из которых для ресторанов этой сети делают фарш.
Фотография на обложке: Paul Linse / Getty Images